Найти тему
InFocus

РЕГИОНЫ БОЛЬШЕ НЕ ХОТЯТ ДЕЛИТЬСЯ С МОСКВОЙ

Оглавление

Привычная система распределения налогов может быть сломана

В стране грядет настоящая налоговая революция. Минфин РФ выступил с инициативой изменить распределение налогов между бюджетами субъектов федерации. В финансовом ведомстве, по данным инсайдеров, готовы  к серьезным переменам. Как ожидается ключевые изменения коснутся налога на прибыль организаций и НДФЛ — они будут более равномерно распределяться между регионами. Если такой сценарий будет реализован, то главной проигравшей окажется Москва – именно там концентрируется львиная доля налогов из регионов.

Как стало известно, министерство подготовило предложения по более равномерному распределению налогов между бюджетами субъектов. Как будет выглядеть новая модель?

Согласно изменениям, налог на прибыль будет начисляться в бюджет того региона, где реально находится производство. Сегодня его ставка составляет 20%, из которых 3% зачисляются в федеральный бюджет, а 17% в бюджет региона. Вторая часть распределяется между головной организацией и филиалами пропорционально долям прибыли.

Также изменения могут коснуться и системы зачисления НДФЛ. В настоящее время налог уплачивается в бюджет того субъекта страны, в котором находится организация. И вот тут начинается самое интересное.

Изменить нельзя оставить

Экономический аналитик Артем Ермолаев в разговоре с Infocus.press пояснил, что существующая система распределения НДФЛ формирует дисбаланс между доходами одного региона, где сотрудник той или иной компании трудоустроен, и расходами другого, где он фактически проживает. Например, работник, проживающий в Калужской области, не имеет никакого отношения к налоговым «доходам» родного региона, если работает в компании, зарегистрированной в Москве.

-2

Регионы хотят оставлять большую часть налогов себе, а не делиться с Москвой

В  прошлом году депутаты сразу двух регионов – Ленинградской области и Башкирии  — предлагали поменять порядок уплаты НДФЛ.  В частности, депутаты Ленинградской области выдвинули предложение уплачивать НДФЛ по месту проживания граждан. Идея народных избранников понятна: значительная часть жителей Ленинградской области работает уже в другом субъекте – городе Санкт-Петербурге. Это означает, что НДФЛ с их заработка остается в Санкт-Петербурге, а вот социальные услуги им оказываются по месту жительства. И этот «банкет» должен оплачивать бюджет Ленинградской области.

Законодатели из Ульяновской области также настаивали на изменении налоговой модели. Так,  председатель комитета по бюджету и экономической политике Заксобрания Ульяновской области Александр Чепухин в интервью СМИ указывал – средства от НДФЛ должны поступать в бюджет того субъекта федерации, где прописан гражданин, и именно там на эти деньги необходимо содержать и строить инфраструктуру для комфортного проживания налогоплательщика и членов его семьи. «Данный вопрос неоднократно поднимался представителями власти не только нашего, но и других регионов России. Надеюсь, в ближайшие годы он получит положительное решение», — отмечал Чепухин.

Впрочем, есть и противники такой идеи. По мнению экономиста Ирины Романовой, подобная инициатива не может не вызывать вопросы.

«На сегодняшний день налог на доходы физических лиц (НДФЛ) поступает в региональные и местные бюджеты по месту нахождения предприятия. Если представить, что мы изменим эту схему, и все 100 процентов финансового потока перераспределим строго по месту регистрации работников, то с большой долей вероятности получим мощнейшее административное давление на бизнес», — пояснила Infocus.press Романова.

В частности, объяснила она, станет превалировать требование приема на работу только граждан с местной регистрацией, что приведет к дискриминации претендентов на место. Собеседница издания также указала: для тех территорий и вахтовых поселков, где никто не прописан (а таких сегодня по всей стране насчитывается немало) новый порядок уплаты НДФЛ вообще будет означать тотальный финансовый крах. «Очевидно, что по национальной экономике будет нанесен сокрушительный удар», — признала Романова.

Регионы просят денег

Впрочем, по оценкам директора экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерины Колесниковой, стремление Минфина в этой части можно только приветствовать.

-3

Минфин, похоже, задумал настоящую налоговую революцию

«На руку такая революция будет в первую очередь тем регионам, где работают предприятия крупного и глобального бизнеса (нефтегазовая отрасль, промышленность, конструкторские бюро и пр). На мой взгляд, также необходимо перераспределить и такие поступления в бюджет, как штрафы предприятиям за причиненный ущерб окружающей среде. Логично, что деньги эти должны быть целевыми и оставаться в регионе, где произошло техногенное ЧП, а не уходить в общий бюджет», — утверждает в разговоре с Infocus.pressКолесникова.

Политолог Николай Евдокимов в свою очередь утверждает, что в последние два года федеральный центр регулярно финансово помогал субъектам, особенно, в связи с обострением коронавирусной ситуации.

Постоянные трансферты центра, закредитованность субъектов, предбанкротное состояние многих из них, лишний раз показывает, что механизм перераспределения ресурсов между федеральным центром и регионами требует пересмотра, пояснил в беседе с Infocus.press эксперт.

«Об этом много лет назад говорил Евгений Примаков, потом, будучи премьер-министром, на эту тему высказывался Дмитрий Медведев, да и многие другие политики и эксперты. Но «воз и ныне там». Конечно, если решение о перераспределении средств поступающих от налога на прибыль и НДФЛ будет принято, то это пойдет на пользу некоторым субъектам. В первую очередь, промышленно развитым регионам Сибири и Поволжья (тюменской «матрешке», Башкирии, Татарстану), то есть тем субъектам, у которых налог на прибыль в относительных цифрах достаточно весом», — указал Евдокимов.

В то же время эксперт не увидел в этом существенных рисков для Москвы или Санкт-Петербурга:  «Их собственный экономический запас достаточен, да и цифры того же налога на прибыль собираемого в этих городах существенны.    Другое дело, что вернув регионам оставшиеся 3% от налога на прибыль, проблему не решить. Это частное и достаточно локальное решение, которое точно не спасет те субъекты, которые находятся на грани финансового краха, а потому и решать проблему финансового взаимодействия центра и регионов нужно всерьез, а не полумерами».

Можно предположить, что инициатива Минфина родилась именно сейчас отнюдь не от хорошей жизни. По поручению президента Владимира Путина в срок до 1 июля правительство должно было разработать меры по повышению финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов субъектов страны. Так, регионы с уровнем коммерческой задолженности, превышающим 25% доходов, получат бюджетные займы на величину этой задолженности.

Михаил Белый

Читайте больше материалов на нашем сайте