Найти в Дзене
Мария Выхинаит

Полночь в Тигрином гнезде

Это самый необычный совет по выживанию, который я когда-либо получал от тренера бутанского спортзала во время моей обычной тренировки в одном из единственных в стране фитнес-клубов.

Ченчо предостерегает меня от звериных встреч сверхъестественного рода:


Я тут же смеюсь. - Ну же! Я говорю. Он отвечает: “Нет! Это правда – мне дед рассказывал.

- Если увидишь, что листья кружатся у твоих ног, беги! Это йети. Он убьет тебя.

Ченчо не шутит, особенно насчет йети, или мигои, как его называют в Бутане. Я смущен, но не удивлен. Я живу здесь почти год, работая на туристическом портале MyBhutan, и каждый день борюсь, чтобы понять эту духовную, фольклорную и часто магическую культуру.

Действительно, я считаю здоровым подвергать сомнению все в жизни с целью познания. Однако в последнее время я начинаю сомневаться, что скептицизм-это мой легкий путь к истинному пониманию более серых областей мира.

Я обратился к Ченчо за советом, потому что через неделю я отправлюсь ночью в горы, чтобы получить редкую возможность запечатлеть полуночный портрет монастыря Тигриного гнезда. Всю прошлую неделю меня преследовали черные пантеры, тигры и гималайские черные медведи. У меня есть основания для беспокойства – монахи недавно рассказывали о медведе, который посещал двери храма, привлеченный запахом масляных ламп.

...так гласит история.

Однажды в 10 вечера я начинаю с подножия горы. Меня сопровождает племянник моего друга, 18 лет, который так же робок в походе, как и я. Мой фонарик высвечивает короткий конус света в сторону грязной тропы, исчезающей среди деревьев. Глубокое рычание впереди предвосхищает вид бродячих собак, окружающих нас. Деревянные столы, оставленные деревенскими торговцами талисманами удачи в течение дня, перевернуты и разбросаны. Мы осторожно шагаем через сцену, я напряженно сжимаю треногу, пока рычание не затихает позади нас.

С этим ранним всплеском адреналина мы продолжаем торопливо подниматься в гору. Кусты трясутся, ветки трещат со всех сторон. “Что-то преследует нас”, - говорю я себе. Хищные глаза сверкают передо мной, сбоку и сзади. Они повсюду. Действительно, за нами следят.

Я слышу, как вдалеке звонит высокий колокол. Мы встречаем вращающееся водяное колесо, стоящее посреди ручья, украшенное золотыми тибетскими надписями. Его спин генерируется энергией воды вниз по течению по бесконечной петле. Говорят, что каждое вращение заряжает воду божественностью.

Я помню ритуал, которому меня научили мои бутанские друзья.:

- Поднеси ладони к воде и сделай глоток. Расчешите оставшуюся воду над головой. Это смоет вашу карму плохой энергии".


После часа пешего похода нас догоняет новая стая диких собак. Когда они приближаются, я чувствую, что они безвредны и общительны – менее успешные бойцы, чем их враги на базе. Буддисты здесь считают собак равными по духовному рангу людям, что делает собак хорошо ухоженными по всей стране.

Я знаю, что эти любопытные последователи чувствуют запах картофельных чипсов в моем рюкзаке. Я горячо приветствую их, так как отчаянно хочу, чтобы на нашей стороне были представители животного мира. В этот момент мы находимся более чем на полпути, и поворот назад сохранит тот же риск – я буду беспокоиться о нашем спуске позже.

Мы быстро превращаемся в отряд, гордо поднимающийся на гору с выпяченными грудями. Беспокойства и мысли в моем уме начинают успокаиваться. Ночь стала ярче, по крайней мере, так кажется. Я смотрю на луну и благодарен ей за то, что она может дать немного света.

С хлещущим звуком молитвенных флагов я знаю, что мы достигли последней тропы на утесе. Стоя в семь футов высотой, эти белые молитвенные флаги были подняты в память о погибших и украшают каждый акр Бутана, особенно на самых высоких вершинах, где, как говорят, ветры несут свои молитвы.

Еще одно большое молитвенное колесо стоит на вершине горы перед последним путем. Колесо неподвижно, и для его вращения требуется человеческая сила. Опять же, я чувствую себя обязанным следовать ритуалам, которым меня научили мои бутанские друзья.

“Вращая колесо дхармы, все живые существа обретают покой”.

Я хватаюсь за ручку и поворачиваю молитвенное колесо три раза - благоприятное число.

Наши последние шаги приводят нас к краю утеса и ясному виду Такцанга. Я приглядываюсь , чтобы увидеть монахов, делающих полуночные кора, ритуальные прогулки вокруг храма. Монахи молятся за всех и за все, мертвых и живых, непрерывно и с чистым намерением.

-2



Я устанавливаю штатив для длительной экспозиции и думаю о своих предыдущих мечтах об этом самом месте: битва насмерть против безымянного зверя, происходящая на арене драматических световых бурь. Хотя нам все еще нужно спуститься с горы, я знаю, что зверь и я никогда не встретимся, хотя часть меня хочет этого.


Я провожу час на вершине горы, глядя на храм, пока туман деликатно не касается моего лба, намекая на дождь – пора идти.