Найти тему

Сегдня вундеркинд, а что дальше?

9111.ru
9111.ru

Привет всем. Наверное, вы узнали девочку на фотографии. Да, это Алиса Теплякова, наверное, самая на сегодняшний день известная девочка в России. По всем новостям прошла информация о том, что девочка сдала ЕГЭ, хотя ей всего 8 лет.
Папа Алисы с удовольствием раздает интервью - рассказывает о своей системе воспитания, в каждом слове - гордость за детей, что вполне понятно. А еще, как мне показалось, некие нереализованные амбиции самого папы. Ну, не буду настаивать на своей точке зрения. Вот цитата из "папы" (сайт livejournal, автор -
ilyavaliev):
«Методика, — поведал Евгений, - советская, основанная на работах известных педагогов и психологов Эльконина, Выготского, Давыдова, Рубинштейна. Деятельностный подход, работа с внутренней мотивацией, поддерживающее и развивающее обучение, безоценочность… Сначала ребенок читает, чтобы мама похвалила, а потом и сам начинает получать удовольствие. Так и прививается любовь к учебной деятельности" .

spichky.ru (фото из открытых источников)
spichky.ru (фото из открытых источников)

Собственно, папа как тип личности не слишком оригинален, такие типы существовали, наверное, со времен Базарова. Вызов обществу, открытое философски оправданное отрицание всего, что не нравится ему, отрицателю, некое самолюбование, утверждение себя через это самое отрицание.
Ну, дай Бог, как говорится.
Два момента в этой истории меня заинтересовали.
Первый. Мне стало жалко и девочку Алису, и мальчика с неожиданным именем Хеймдалль. Нет, нет, я не про потерянное детство. У каждой семьи свое представление о воспитании, об "организации" детства своих детей.
Я про то, что всему свое время.

"Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми"

Это цитата из наследия великого Песталоцци.
Еще одна цитата. Это уже Ян Амос Коменский:

Основоположение 1
" Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте".

Не поторопили ли родители Тепляковы время? Понятно, что психологический перегруз сразу не увидишь. Чтобы понять, в самом ли деле детям в их положении комфортно, не ломается ли их природа, покажет только время.
Вспомните трагическую историю Ники Турбиной. Слишком рано к ней пришла не очень оправданная слава. Она слишком дорого заплатила за раннее взросление. Не произойдет ли то же самое с девочкой Алисой и ее братом с неожиданным именем? Ведь незрелый фрукт мы не будем есть, зеленое яблоко, как минимум, невкусное. Птица не начнет ставить птенца на крыло, пока он не будет к этому готов. А тут - в 8 лет аттестат! Зачем? Ради чего? Дальше-то что?
В одном из интервью папа Тепляков обошел вопрос о результатах ЕГЭ. Простите, но это мне кажется несколько странным. Ты рад за своего ребенка, так высоко поднявшимся над всеми, и это правильно! Но при этом скрываешь факт, который помог бы произвести впечатление.
Интересно, как девочка смогла написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Задание 27 предлагает написать сочинение по заданному тексту. Тут нужна и логика, и умение толковать текст, и культура речи, и аргументация своей позиции и т.д. Как с этим справилась девочка, пусть и очень талантливая? Кстати, ее результаты экзамена по биологии в университете - 48 баллов. Не густо, однако. Можно выучить (понять) правило, грамотно писать или расставлять знаки препинания. При цепкой памяти и хорошей реакции это возможно. И ребенок будет грамотно писать даже в на уровне начальной школы. Но рассуждать, писать сочинение он сможет при определенном уровне культуры речи. Как с этим у восьмилетней девочки?
Следующий момент. Очень расстроила меня реплика папы Теплякова (субботний выпуск новостей 1 канала) про то, что "школа - это место для передержки". Если уважаемому папе с двумя красными дипломами в детстве не повезло с учителями и школой, то не стоило бы обобщать. И при этом обижать тех, кто честно работал и работает. Такие тоже пока еще есть!
Простите, что привожу в пример себя. Но я 41 год проработала в школе, работала от души, как и мои коллеги, как говорится, не щадя себя, не считаясь со временем. Мы не только вели уроки - старались детям дать как можно больше. И уроки, понятно, и поездки, и походы, и соревнования, и диспуты, и вечера, и школьные спектакли... Да мало ли еще чего! Мы старались быть нашим детям не просто учителями - сотрудниками, единомышленниками. Поэтому просто обидно слушать про "школу - передержку".
Дай Бог, конечно, девочке Алисе, ее братьям и сестрам здоровья и успехов в жизни. Только что-то подсказывает, что во всей этой неповторимой истории слишком много папы. Впрочем, время покажет.
Всем здоровья.