Чем кончается история семерых козлят? Как корректировал фигуру Колобок? Все ли свиньи остались целы в повествовании о трех поросятах? Зачастую мы уже не помним, какими были сказки в самом начале.
#Лисьи Пятницы
С рождением ребенка начинаешь смотреть иначе на многие вещи, даже на, казалось бы, зачитанные книги. Урвав минутку для любимого «Санта-Хрякуса», я запнулась на первых страницах. Вот здесь:
А ведь и правда – мы уже привыкли читать детям «рафинированные» версии старых как мир историй. Потому что такими их читали нам наши родители, а им – их родители. Но за столетия существования сказки подверглись цензуре: желая уберечь малышей от зла окружающего мира, поколения людей вымарывали из сказок первичный «кровавый» смысл. Но настолько ли это оказалось полезно?
Лиса съела не всего Колобка
Нет, он не спасся. Но, прежде чем попасть на нос к рыжей плутовке, Колобок пострадал от нападения всех встреченных зверей. Каждый откусил от наглого мякиша по кусочку, так что лисе достался только огрызок былого героя.
Пропадает Колобок и так, и так. Но, на мой взгляд, смысла «старая» версия сказки несет больше – ведь в ней нет места для самоуверенной беспечности «Уж я то умнее Колобка: лису рассмотрю, а всех остальных одурачю».
Свиньи не умеют быстро бегать
А потому поросята, построившие жилища из соломы и прутиков, до своего собрата-каменотеса не добежали. Волк наелся, а Наф-Наф оплакивал братьев в своей надежной крепости.
Сурово? А с точки зрения морали? Ведь эта версия истории учит тому, что всегда дело нужно делать хорошо, а не полагаться на авось или внезапную волшебную помощь.
Козлята не спаслись
Как ни старалось время сгладить острые углы в сказке о семи козлятках, но все равно получалось, что шестерых самых доверчивых малышей волк таки проглотил. Спасся только один, догадавшийся спрятаться, козленочек. Правда, потом мама-коза обманула злодея, и после его падения в горящую яму все съеденные жертвы выпрыгнули на волю абсолютно невредимые. Думаю, вы уже поняли, как было дело в ранней версии истории.
Пожалуй, эту сказку я не смогу рассказать дочке в оригинале. Как можно пошатнуть ее уверенность в том, что мама всегда спасет и защитит? Хотя давайте по-честному: версия наших пращуров мудрее и учит детей не быть беспечными.
***
Есть еще «Финист-Ясный сокол» и «Крошечка-Хаврошечка». Возможно, в силу меньшей известности, в моем детстве они сохранили кровавые детали – иссеченное тело Финиста и зарезанная матушка Корова, но есть уже и облагороженные «добрые» версии этих сказок.
Всегда ли оправданы жестокие подробности сказок?
Жестокость свойственна сказкам всех народов мира. Здесь вам и мачеха Белоснежки, замученная каленым железом, и сестрицы Золушки, отрубающие себе пятки, да пальцы и заляпывающие кровью пресловутую туфельку. Восточные сказки, в принципе, изобилуют сюжетами, созвучными известной песне «Ели мясо мужики».
И здесь в моем случае включается двойной стандарт. Создается впечатление, что эти подробности только отражают жестокие времена и нравы, но вот глубокой морали я в них не вижу.