Эксперты рассказали, почему туристический потенциал региона не очень востребован и до сих пор малоизвестен российскому путешественнику, несмотря на усилия местных властей
Как посмотреть
Разрабатываемый правительством новый нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» предполагает до 2030 года увеличить туристический поток с 65 до 140 млн поездок по стране в год, в два раза — до 4,7 млн — нарастить количество рабочих мест в отрасли и до 22,5 млрд долларов — экспорт туристических услуг. На реализацию этих планов до 2030 года власти направят 529 млрд рублей из федерального бюджета и 72 млрд рублей региональных средств.
Регионы Черноземья активно включились в эту повестку и работают над формированием собственного туристического профиля и точек притяжения, которыми намерены привлекать соотечественников. Например, в Задонском районе Липецкой области в ближайшем будущем может появиться экологическая деревня с казачьим подворьем, ремесленными мастерскими, торговыми палатками, кафе и гостиничными корпусами, а уже в августе в Елецком районе откроют новый туристический объект — на площади более пяти гектаров реконструкторы из клуба «Копье» построят деревянную крепость эпохи викингов. В Белгородской области сделали ставку на агротуризм и до конца года планируют создать более 10 туристических агропарков, часть из них уже начали работу. Курская область намерена использовать потенциал промышленной инфраструктуры и в начале июля приняла у себя Всероссийский форум по промышленному туризму. Воронежская область традиционно позиционирует себя в историческом и природно-видовом туризме.
Эксперты связывают низкую популярность наших регионов с тем, что по приезду сюда не происходит заметной смены контекста и «перезагрузки», которая привлекает туристов в других местах
При этом, по данным исследования индекса туристической привлекательности КБ «Стрелка», основанного на публичных впечатлениях россиян, все регионы Черноземья относятся к группе «малозаметных» — о них редко отзываются, и зачастую — в негативном ключе. Эксперты связывают низкую популярность наших регионов с тем, что среда и культура здесь мало отличаются от окружающей большинство жителей европейской части России среды. По приезду сюда не происходит заметной смены контекста и «перезагрузки», которая привлекает туристов в других местах. Чтобы развивать туризм в регионах этой группы, считают исследователи, необходимо в корне переосмыслить подходы к продвижению туристического продукта.
Заглянуть по-соседски
Эксперты считают, что соседство с Москвой и северной столицей — один из тех факторов, на которые Черноземью стоит опираться в построении туристической политики. «Нужно рассказывать, зачем сюда можно приехать. Информация должна быть объемной. У вас всего в шести часах на поезде находится гигантское количество людей, живущих в Московской агломерации. Они спокойно летают до Сочи, Мурманска, Екатеринбурга и готовы выехать еще куда-то», — отметил на одной из сессий Всероссийского форума по промышленному туризму Игорь Бухаров, президент федерации рестораторов России.
Логистика подтверждает — у каждой из областей Черноземья есть сложившийся, растущий пассажиропоток с каким-то из столичных городов, который при желании можно направить и в туристическое русло. Как рассказал РБК Черноземье основатель онлайн-тревел агентства KUPIBILET.RU Сергей Пирожников, в этом году в топ-5 регионов, откуда чаще всего туристы летали в Черноземье, вошли Москва, Санкт-Петербург, а также Екатеринбург, Сочи, Симферополь и Калининград. Спрос на полеты в города Черноземья неравномерно, но все же растет. Самым популярным в регионе, как и годом ранее, остается Воронеж — чаще всего в него летят из Санкт-Петербурга. Следующий по популярности — Белгород, который чаще всего навещают жители столицы. В 2021 году, судя по числу перелетов, город стал на 50% востребованнее, чем в прошлом. Липецк также поднялся в популярности на 50%. В Тамбов чаще всего прилетают из Санкт-Петербурга и Краснодара, а в Курск — из Москвы и Симферополя. Популярность Тамбова и Курска за год также выросла. Из регионов России в Тамбов стали летать в два раза больше путешественников, а пассажиропоток в Курск увеличился практически в три раза.
За первое полугодие 2021 года внутри страны отдохнули 24,6 млн человек, что на 85% больше аналогичного периода прошлого года. По оценкам руководителя Ростуризма Зарины Догузовой, российский внутренний туризм за шесть месяцев восстановился на 95% к доковидному уровню, а к концу года может восстановиться полностью.
Подробнее на РБК:
https://chr.rbc.ru/chr/02/08/2021/61078e519a79475c1739018d