Найти тему

Какой могла быть первая советская серийная Волга с атомным сердцем: История проекта «Волга-атом»

Оглавление

После успешного испытания в 1949 году ядерного оружия, руководство Советского Союза поставило перед учеными задачу по разработке проектов применения ядерной энергии в мирных целях. Одной из отраслей, где решили применить ядерную энергию, стало автомобилестроение. Так появился амбициозный, по своему, дерзкий проект «Волга-атом».

Соперничество началось...

Мирный атом
Мирный атом

С появлением ядерной энергетики Соединённые Штаты и Советский Союз начали соперничество в сфере применения атома в мирных целях.

После того как атомоходы и атомные подводные лодки начали бороздить просторы океанов, конструкторы стали подумывать разместить ядерные реакторы на других транспортных средствах, в частности, на поездах, самолётах, автомобилях.

Первыми попытались уместить ядерный реактор под капотом автомобиля американцы. Так, в 1959 году был разработан концепт-кар «Ford Nucleon» с урановым реактором, парогенератором и двумя турбинами. Но ни одной рабочей модели так и не было построено.

концепт-кар «Ford Nucleon»
концепт-кар «Ford Nucleon»

Уменьшить атомный реактор до приемлемых для автомобиля размеров, американские инженеры не смогли, а потому с конвейера после нескольких испытательных заездов американский атомный «Ford» отправился в музей.

В конце 1950-х годов наметилось потемнение в советско-американских отношениях. Дружественные визиты представителей власти стали частью международной политики. Во время одного из таких визитов советской делегации показали «Ford Nucleon», а Никита Сергеевич Хрущёв, желая «догнать и перегнать Америку», сразу приказал начать создание советского атомного автомобиля.

Советская «Волга-атом»

Советская «Волга-атом»
Советская «Волга-атом»

Для создания советской машины с атомным реактором вместо привычного ДВС было создано специализированное конструкторское бюро, возглавил которое Александр Камнев.

Талантливый советский физик лично занимался разработкой главного элемента необычной машины — ядерной силовой установкой. Конструкторы первоначально решили пойти по простейшему пути, как это сделали американские коллеги. Просто взять уже готовую установку, уменьшить её и поместить её в автомобиль. Для советского ГАЗ решили применить уменьшенный вариант ядерной установки ледокола «Ленин».

схема атомного двигателя
схема атомного двигателя

Первоначальный план провалился, реактор атомохода не подходил и Камнев к концу 1961 года создал принципиально новый двигатель на ядерном топливе. Это был двигатель мощностью в 320 лошадиных сил, а на поршнях и цилиндрах поместили шайбы с обогащённым изотопом урана 325.

Фотомонтаж сделан благодаря TheBiggest.ru
Фотомонтаж сделан благодаря TheBiggest.ru

Советский автомобиль, атомный агрегат которого весил 500 килограмм, а не 200, как в обычном ГАЗ-21, испытывали в апреле 1965 года под Североморском. Тяжёлая машина быстро разгонялась, набирала большую скорость, но плохо тормозила. Ресурса двигателя хватило на 60 тысяч километров пробега, после чего была необходима полная замена силовой установки. Дороговато по тем временам.

Фото концептов Волга-атом
Фото концептов Волга-атом

Поэтому была создана вторая модель двигателя. На одной «заправке» он мог проехать до 40 тысяч километров, но был более удобен в обслуживании. Но дальнейшая судьба проекта была предрешена.

Леонид Ильич Брежнев, придя к власти, сворачивал все проекты Хрущёва, в том числе был закрыт проект по созданию атомного автомобиля. Вместо легковых автомашин в СССР создали передвижные атомные станции на гусеничном ходу «АЭС», «ТЭС-3» и «Памир-630Д», но и этот проект в 1969 отправили в архив.

Атомный дорожный каток

На фото: неизвестно что. Потому как фотографии катка я так и не нашла )))
На фото: неизвестно что. Потому как фотографии катка я так и не нашла )))

Копаясь в интернете, я нашла информацию о том, что в качестве побочного продукта проекта был сделан атомный каток. Для ткой техники габариты двигателя были не очень принципиальны, да и старания инженеров в этом случае были бы не напрасными. после того, как инженеры столкнулись с проблемами габаритов атомного двигателя, Камнев предложил сделать машину для дорожного строительства, работающую на атомном двигателе.

Согласно проекту, выделяемое двигателем тепло, можно использовать для запекания грунта. В таком случае можно делать идеально гладкие автодороги в труднодоступных местах без применения асфальта.

Один каток даже был построен в 1959 году. Очевидцы описывают его как огромную махину, высотой с семиэтажку. Он запекал верхний слой грунта при температуре более 500 градусов. Его испытания проводились в Сибири, где-то между новосибирском и Томском.

По непроверенной информации, оператор катка однажды уснул во время работы и каток устремился прямо в болото, где и покоится до сих пор. О нём только свидетельствует идеальная дорого, длиной 25 километров, обрывающаяся посреди сибирской тайги.

Кто знает, может быть это и к лучшему. Как оказалось позже, «мирный атом» может обернуться для людей большой бедой. Как вы считаете, закрыть подобный проект было правильным решением или же ошибкой?