Найти тему
Шарий.NET

Конец эпохи украинского автопроизводства

Оглавление

Перспективы возрождения автопроизводства и автосборки в Украине

С каждым годом на украинских дорогах появляется все больше и больше машин. Но, не смотря на тенденцию увеличения количества транспортных средств, автомобилей украинского производства – все меньше. Редакция «Шарий.net» решила проанализировать сферу автопроизводства и автосборки в Украине.

Как обстоят дела в автопроизводстве сегодня?

Для понимания ситуации в украинском автопроизводстве стоит глянуть на статистику за 2020-2021 года. Выпуск авто в Украине в 2020 году продолжил падать, несмотря на восстановление сборки легковых автомобилей на запорожском заводе.

Всего в 2020 году в Украине было произведено 4952 единиц автотранспортных средств, что на 32% меньше, чем в 2019 году. Легковых автомобилей – 4202 шт. (-33%); коммерческих – 51 шт. (-63%); автобусов – 699 шт. (-20%).

До конца августа прошлого года всю статистику производства легковых авто формировала крупноузловая сборка на заводе «Еврокар», который выпускает машины Skoda.

Однако в последний месяц лета о возобновлении производства легковых заявил Запорожский автомобилестроительный завод, с конвейера которого до сих пор сходили только автобусы. В сентябре ЗАЗ приступил к сборке.

Несмотря на это, использование отечественных производственных мощностей в 2020 году, как и в предыдущем, не превысило 2% от возможностей. Имеющиеся в Украине производственные мощности позволяют выпускать в месяц более 30 000 единиц автотранспорта.

По итогам года все предприятия автопрома, кроме ЗАЗа, сократили производство. Благодаря возобновлению выпуска запорожский автозавод закончил год с 10 кратным ростом относительно 2019 года.

В январе-июне 2021 года автопром Украины произвел 4540 автотранспортных средств, что в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года. Как сообщает Укравтопром, легковых автомобилей было произведено 4230 единиц, что на 163% больше, чем годом ранее.

Кроме того, в Украине было произведено 293 автобуса (рост на 17%) и 17 коммерческих автомобилей (падение на 29%). В июне в Украине было произведено 745 единиц автотранспорта, на 122% больше, чем в июне 2020. В то же время, по сравнению с маем, объем производства упал более чем на четверть.

Почему нет спроса на украинского автопроизводителя?

На этот вопрос есть несколько ответов. Первый, и наверное самый важный – подержанные автомобили из-за границы.

С начала 2020 года на каждый проданный новый легковой автомобиль пришлось четыре регистрации ввезенных из-за границы подержанных авто. В 2019 году этот показатель был еще больше: счет в пользу подержанных машин составлял 5 к 1.

За прошлый год на украинские номера перешли более 313 тысяч ввозимых из-за рубежа подержанных легковых автомобиля. Участники рынка объяснили такой всплеск регистраций импортного секонд-хенда либерализацией условий растаможивания поддержанных авто и возможностью легализовать так называемые «евробляхи», нарушивших условия транзитного или временного пребывания в стране.

За 2020 год тьма подержанных автомобилей в продаже существенно обвалила цены на украинском рынке. Поэтому пригнанный из-за границы и растаможенный автомобиль не всегда будет дешевле, чем купленный где-нибудь на местном авторынке. Но у машин из Европы и США немало поклонников, потому что там совсем другие условия эксплуатации автомобилей, качество топлива и дорог.

К тому же если привозить в Украину автомобиль эконом класса, есть шанс сэкономить 10–15%, что с учетом уже перечисленных преимуществ делает покупку авто действительно выгодной.

Отдельный вопрос – «евробляхи». По оценкам Государственной таможенной службы, в Украине осталось около 425 тысяч таких авто.

Второй момент – электрокары. В Украине, как и во всем мире, растет спрос на электромобили и экологически чистый общественный транспорт. За прошлый год украинский автопарк пополнили 6823 «зеленые» авто. Украинцы предпочитают подержанные авто, доля которых составляет 92%. Средний возраст электромобилей – четыре года. Самым популярным электрокаром в Украине традиционно остается Nissan Leaf.

При набирающих оборотах тенденции перехода на экологически чистый транспорт, в Украине даже намека нет на производство такового.

Есть ли перспективы возрождения автопроизводства?

В условиях меняющегося мира украинскому автопроизводству просто не выжить. Ведь, по факту, мы производим транспорт для внутреннего потребления. А спрос с каждым годом становится все меньше и меньше. Современные тенденции, связанные с электротранспортом, с экологически чистыми средствами передвижения и электрокарами диктуют новые условия для рынка, как мирового, так и украинского. Нашим производителям необходимо либо кардинально меняться, либо использовать другой подход.

У нас есть шанс изменить эту сферу. Нас сегодняшний день в Украине есть много мощностей международных производителей, работающих на мировой автопром. В иномарках известных автобрендов, на которых передвигаются украинцы, есть немало запчастей, сделанных на украинских заводах.

Близость к границе с ЕС, дешевая рабочая сила и достаточное количество сырья делают Украину привлекательной для партнеров европейских автогигантов. У нас изготавливают мелкие детали почти для всех европейских автомобилей, в том числе для премиальных марок. Преимущественно речь идет о деталях, требующих большого объема ручной работы, например, изготовление кабельных сетей или пошив автосидений.

По данным Ernst & Young, в Украине работают 22 мировые и региональные производители деталей для авто. На этих предприятиях создано около 60 тысяч рабочих мест, а общее количество инвестиций в секторе составляет 400-800 миллионов евро. Все это возможно благодаря тому, что в Украине развита инфраструктура, есть свободные производственные площадки и индустриальные парки, доступная и конкурентная квалифицированная рабочая сила, конкурентный уровень операционных расходов.

На сегодняшний день, восстановление мирового автопрома после пандемии Украине на руку. Ситуация с коронавирусом усилила позиции Украины на мировом рынке деталей для авто из-за удобной локации. Пандемия оказала негативное влияние на глобальные цепи поставок. Большинство компаний, которые завозили компоненты из Азии, хотят разместить производства ближе к рынку Европы. Ведь со Львова автозапчасти могут попасть в любую европейскую страну в течение суток. Отличный момент для реформирования сферы.

Кроме удобной логистики, ресурсов и дешевой по сравнению со странами ЕС рабочей силы, Украина может предлагать инвесторам государственную поддержку инвестиций и налоговые льготы.

Речь идет о законе «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине», который был принят в феврале 2021 года, и о налоговом режиме для ИТ-отрасли «Дия сити», который был принят в первом чтении.

Другое преимущество для крупных инвесторов – закон о поддержке инвестиций. Производство автодеталей подпадает под действие закона, если размер инвестиции превысит 20 миллионов евро. В этом случае государство может оказать поддержку до 30% от такой инвестиции.

Можно освободить эту отрасль от налогов на какой-то период. Или от платы за аренду земли, при условии размещения мощностей на территории Украины. Это повлияет и на наших производителей. Сделает транспорт украинского производства конкурентоспособным. А со временем могут появиться и конвейеры по сборке автомобилей европейских марок. Зачем вести автозапчасти в Европу, если можно собирать автомобили и здесь? Или организовать совместное производство, ведь мощностей и площадей хватает.

От этого Украина только выиграет. Использование в производстве отечественных автомобилей комплектующих, созданных по европейским технологиям, повысит качество продукции. Снижение налоговой ставки позволит автомобилям быть конкурентоспособными хотя бы на украинском рынке.

Тем более уровень заработка на иностранных заводах довольно большой, если сравнивать с тем, сколько работники получали раньше. Конкуренция создает условия для роста зарплат в регионе. Особенно учитывая социальный пакет, который предлагают рабочим иностранные инвесторы (развозка на работу и домой, бесплатные или льготные обеды, стажировки за рубежом).

Также это позволит развивать инфраструктуру, привлекать инвестиции в депрессивные регионы и повышать уровень жизни украинских граждан. До пандемии одной из проблем для крупных заводов в Украине была трудовая миграция за рубеж. Особенно актуальным вопрос был для западных областей. Иностранные инвестиции позволят нашим гражданам работать на европейских заводах, но только в Украине.

Сейчас отличный момент, чтобы дать новый толчок в развитии украинского автопрома. Государство имеет на руках все карты, чтобы вдохнуть жизнь в эту сферу и начать процесс возрождения автопроизводства и автосборки в Украине.