Найти тему
Синапс

Минфин узнал неожиданную причину расторжения контрактов

Исследование проблемы частого расторжения государственных контрактов провел Аналитический центр при правительстве.

Участники госзакупок неоднократно жаловались, что заказчики используют РНП как инструмент наказания. Минфин обещал дать им больше возможностей для защиты и разобраться с причинами расторжения контрактов по инициативе заказчиков. Первое обещание ведомство уже исполнило. Пришло время заняться вторым.

Согласно исследованию, с 2017 по 2019 год был расторгнут каждый 10-й контракт по 223-ФЗ и каждый 5-й по 44-ФЗ. Анализ специалистов АЦ выявил неожиданную проблему.

Раньше считалось, что расторжение контрактов – произвол заказчиков, наказывающих неугодных поставщиков. Если в торгах побеждает «чужой» участник, с которым не было предварительных договоренностей, заказчик разрывает с ним контракт по надуманным причинам и отправляет в РНП на 2 года. Такая гипотеза не подтвердилась.

Выяснилось, что только 2% контрактов по 44-ФЗ расторгается по инициативе заказчиков, 98% разорваны по взаимному соглашению. Более 60% всех расторгнутых в 2019-2020 годах сделок заключены с единственными поставщиками, четверть из них – с государственными монополиями. Такие соглашения не содержат точных сведений об объемах поставок, например, это закупки электроэнергии, отопления, водоснабжения.

Заказчики изначально закладывают под них бюджет, превышающий на 30-50% реальную потребность, поставщики завышают тарифы и исполняют обязательства не в полном объеме – 75% таких договоров завершены менее, чем на 95%. После расторжения заказчики располагают недотраченным бюджетом, который могут перенаправить на другие нужды. Либо у них все плохо с планированием, либо они делают это намеренно.

Поставщики при этом не в обиде: в договоре прописано, что «исполнитель готов к расторжению без возмещения материального ущерба», что говорит о вероятности сговора. Все закупки по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, а также коммерческие тендеры легко искать на Синапс.