Накануне Дня металлурга у нас состоялся разговор с братьями Чайковскими. Яков Николаевич, зам. главного механика СТЗ, и Андрей Николаевич, ведущий инженер кранового бюро ОГМ, поделились своей историей
Андрей Чайковский шутит, что к музыке они относятся хорошо, но всё же от природы им досталась склонность к точным наукам. Мама Ольга Яковлевна – учительница физики, отец Николай Андреевич – профессиональный водитель, они вложили в детей всё, что знали и умели сами. Мама занималась с детьми математикой, а папа с мальчишками в гараже перебирал автомобиль, а также привлекал сыновей к строительству дома. Плавание, борьба, моделирование – лишь малая часть занятий братьев в юности. Способность отца отремонтировать всё, что угодно, оказала влияние на выбор профессии, связанной с ремонтом оборудования.
Престиж и способности
Андрей и Яков Чайковские окончили школу № 4. Технический вуз, и только он рассматривался для поступления. Потому что техническая специальность, с точки зрения молодых людей, была более привлекательна, плюс природные способности к точным наукам. Оба учились в УПИ на механико-машиностроительном факультете.
По словам младшего из Чайковских, Якова Николаевича, решение связать свою судьбу с заводом не было спонтанным. Огромное и незабываемое впечатление произвели экскурсии в ТПЦ-1, которые для братьев проводил их дед Яков Шнейдер. Обычно это был участок горячего проката. Восхищала работа пильгерстанов, превращение на прошивном стане стальной заготовки в трубу.
«Нравится нам механика, понимаете, нравится»
Конец 90-х был непростым временем. Многие стремились уйти в коммерцию. Яков и Андрей сохранили желание выстроить карьеру по специальности. Андрей Чайковский пришёл на СТЗ с опытом работы на «Уралтрансмаше». В 2001 году он, как глава молодой семьи, принял решение переехать в Полевской из Екатеринбурга. Как говорит он сам, была надежда, что Северский трубный завод может стать тем производством, где пригодятся его знания и опыт. Так и произошло. В ноябре этого года будет 20 лет его трудового стажа на СТЗ. В должности ведущего инженера он осуществляет производственный контроль за содержанием и безопасной эксплуатацией подъёмных сооружений завода. Работа интересная, приходится бывать в цехах и заводских подразделениях, общаться с рабочими и служащими.
Рабочее общение, а затем и общение в нерабочей обстановке с коллегами объединили их по общему хобби – рыбалке. Жизнерадостная позиция и дружный коллектив, по признаю Андрея Николаевича, позволяют держаться в строю и не унывать. Жизненный опыт научил, что не стоит бояться трудностей, а преодолевать их лучше с поддержкой друзей и родных.
Серьёзность и фундаментальность достались младшему брату
По признаю Андрея Николаевича, старшим достаются от жизни кулаки и опыт, а младшим – ум и серьёзность. Разница в возрасте у братьев небольшая, всего год и два месяца, а вот разница характеров очень заметна. Яков Николаевич унаследовал практичность, серьёзность и собранность от деда Якова Борисовича Шнейдера. На данный момент его основной деятельностью является контроль ремонтов оборудования цеховых подразделений, чтобы оно было в работоспособном состоянии, а также совершенствование работающего оборудования.
Яков Чайковский находит свою работу интересной. Она связана с большим количеством умных, заряженных оптимизмом людей, которые способны совместными усилиями справиться с любыми задачами. По его признанию, все люди, которые окружали его с юности, в период учёбы, с первых дней на СТЗ и в последующем, оказали, каждый в своё время, влияние на него, его взгляд на жизнь.
О личном вкладе
По словам руководителя, главного механика СТЗ Сергея Рогозина, Яков Николаевич принимает участие во внедрении и освоении новой техники, замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, а также в освоении и применении новых прогрессивных методов ремонта и восстановления деталей, узлов и механизмов.
На счету Якова Чайковского только в 2021 году: участие в разработке улучшений и их внедрении, таких как модернизация станины пресс-ножниц «Акрос-1010» в копровом цехе, модернизация узла крепления гидроцилиндра бокового пресса в ТПЦ-1, усиление торсионного вала печи с шагающими балками FQM ТПЦ-1, для повышения надёжности и повышения производства продукции, модернизация гидрокапсул на FQM ТПЦ-1.
Год от года Яков Николаевич повышает свой профессиональный уровень. И принимает активное участие в общественной жизни коллектива. Он уверен, что положительные эмоции есть всегда, от общения с коллегами и от понимания востребованности тех действий и достижений, которые коллектив завода и выделенные в отдельные подразделения компании ежедневно предпринимают для обеспечения выпуска продукции.
А Васнецова в семье Чайковских не просто знают. Младшая сестра Наталья пишет очень красивые картины. Как ни крути, фамилия творческая, каждый талантлив в своей области.
Подготовила Татьяна Чайковская
Трудовой путь Якова Чайковского: 1999 – мастер по ремонту оборудования нарезного отделения № 2 ТПЦ-1 СТЗ. 2004 – мастер по ремонту гидропрессов. 2007 – начальник участка по ремонту оборудования ТПЦ-1. 2009 – зам. начальника цеха по ремонту оборудования ПТС ТПЦ-1. 2012 – зам. главного механика СТЗ.
Трудовой путь Андрея Чайковского: 1998 – заведующий лабораторией технического обслуживания и ремонта дорожных машин Екатеринбургского автомобильно-дорожного колледжа (Екатеринбург). 1999 – инженер по ремонту «Уралтрансмаша» (Екатеринбург). 2001– слесарь ТПЦ-1 СТЗ. 2002 – инженер кранового бюро отдела главного механика СТЗ. 2010 – начальник кранового бюро. 2016 – ведущий инженер отдела главного механика СТЗ