Как вы относитесь к бухгалтеру в компании, где вы работаете? Очень часто, в работе, сталкиваюсь с тем, что коллеги из других отделов или просто знакомые очень негативно относятся к этой профессии. История о том, как собака-бухгалтер пьёт кровь из-за своих документов и требований есть у каждого. Конечно, я не говорю о тех людях, которые в силу своего характера невыносимы в работе, но в общем и целом, отдел бухгалтерии не самый любимый отдел в любой компании, то документы требует переделать, то из заработной платы что-то удержит... А руководство компании порой старается занести этот отдел в категорию «сэкономить», они ведь деньги не зарабатывают.
Итак, а чем-же занимается бухгалтер целый день? Задача бухгалтера наладить и поставить на рельсы бухгалтерский, управленческий и налоговый учёт предприятия. Сбалансировать налоговую нагрузку. Найти компромисс между налоговой и собственником компании. В компаниях получше, постараться автоматизировать учетные процессы. Учесть все изменения налогового учёта и своевременно внести изменения в учёте. Помимо этого бухгалтер - это лицо, а иной раз и броня компании во всех бюджетных организациях или при проверках. Угодить руководству и налоговой зачастую задача номер 1.
Вторая задача, вести учёт непрерывно и в режиме реального времени отслеживать законодательные изменения. Очень часто требования законодательства строги и беспощадны и то, что коллеги воспринимают за самодурство бухгалтера является лишь требованием налоговых инстанций.
Для всех этих процессов требуется время, терпение и ресурс для концентрации. Когда предприятие оптимизирует свои расходы увольняя бухгалтера или возлагая все функции на одного сотрудника, это сразу отражается на качестве. А именно, один человек не может на постоянной основе держать всё под контролем и шансы сделать ошибку и не учесть что-то в работе становятся намного выше. Одним словом, это очень кропотливая работа, которая требует внимательности.
Можно также встретить распространённое заблуждение, что программа всё делает за бухгалтера и ему нужно только бездумно нажимать на клавиши. Безусловно, программа облегчает процесс учёта, но только при условии, что бухгалтер и программист настроят все процессы и учтут учётные нюансы. Например, при совмещении нескольких видов деятельности или при нескольких налоговых режимах. И конечно будут контролировать, на протяжении всей работы, корректность её работы.
Стоит также учитывать, что в задачах бухгалтера стоит не только оформление и хранение документов.
Сегодня можно встретить всевозможные сервисы для учёта. Смогут ли она заменить бухгалтера? Очень сомнительно. На моей практике, могу сказать с уверенностью, что эти сервисы хороши для оформления документов и примитивного учёта. Ставить перед ними более сложные задачи бессмысленно, так как сервис работает по алгоритмам и внесение каких либо изменений невозможно. К тому же, при отсутствии интернета, ваш бизнес будет парализован.
Итак, можно ли без бухгалтера?
Можно, директор малого предприятия или предприниматель имеет право самостоятельно взять на себя ведение учёта.
Это следует из Закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011, ст. 6, 7, руководитель предприятия лично отвечает за ведение бухгалтерского учета. Свое решение о ведении бухгалтерского учета директор оформляет в виде приказа.
Разобраться в бухгалтерском учёте и вести самостоятельно возможно, но нужно учитывать, что управление компанией пострадает.
Начиная разбираться в нюансах бухгалтерского учета, стоит помнить учёт основан на множестве рутинных операций. Требуется практически ежедневно вникать в нововведения непостоянного законодательства. Это потребует от него временного и умственного ресурса.
Намного эффективней отдать учёт в руки опытного специалиста, который сможет полноценно посвятить этому своё время. Если компания небольшая, то лучше воспользоваться услугами фрилансера или бухгалтер, который находится в декрете/на пенсии или компания, которая занимается услугами аутсорсинга.
Итак, директор может выбрать удобный способ ведения учета:
- Организовать структурное подразделение для ведения бухгалтерского учета.
- Утвердить должность бухгалтера в штатном расписании.
- Заключить договор с организацией или частным лицом на ведение бухгалтерского учета.
- Самостоятельно исполнять обязанности бухгалтера.