Еще недавно наша страна была самой читающей в мире. На данный момент литература становится пережитком прошлых лет. Насколько это правильно в век глобальной компьютеризации и цифровизации? Может, это естественный процесс по отмиранию ненужных вещей? Или что-то, неуловимо потерянное, но важное?
Какую же роль играет чтение литературы в жизни человека и особенно ребенка и стоит ли на этом зацикливаться?
В первую очередь литература ( в том числе и художественная) - это знание: истории, географии, психологии и много, чего еще. То есть человек читающий активно развивает свой интеллект и повышает уровень своего развития. При чем ключевой момент - литература активно развивает речь, как устную, так и письменную. Человек не читающий никогда не будет грамотно ни писать, ни говорить. Это естественно: если многократно увидеть написанное слово, на уровне интуиции будешь переносить его при собственном письме. То же самое и с построением фраз.
Когда объясняешь это мамочкам, они соглашаются, а потом хватаются за голову: как, ну как заставить ребенка читать. Здесь надо отметить, что работаю я с весьма взрослыми "ребенками", которых в принципе уже не возможно "заставить" что-то делать. А вот попытаться достучаться можно.
Можно на вопрос "для чего мне литература" ответить "для жизненного опыта". Обычно предлагаю своим студиозусам (многие,кстати, читают по слогам в свои 16-17 лет, что полностью исключает возможность восприятия целого текста) воспринимать персонажей произведений не как литературных героев, а как обычных людей. То есть оценить их поступки со стороны и сделать выводы, как если бы это были знакомые люди. Знаете, помогает. Современным студентам совершенно не интересно, о чем думал Болконский под небом Аустерлица, а вот почему Ростова не дождалась жениха и готова была сбежать с любовником - очень даже. Непрофессионально? Непедагогично? Может быть. Зато герои "Война и мира", их поступки разобраны и оценены, а главное, зацепились в памяти.
Но это на крайний случай, в качестве последней соломинки. На самом деле развивать интеллект и кругозор в 16 лет уже немножко поздно. Лучше это делать в глубоком детстве. И вот тут "заставить" - слово запретное. Читать надо научить. Представьте, что будет, если вас постоянно заставлять есть блюдо, которое вы на дух не переносите. Полюбите вы его? Вряд ли.
Приучать ребенку к чтению, прививать любовь к литературе необходимо с того момента, как он родился. Да-да, именно так. Человеческое сознание - хитрый механизм, который считывает даже ту информацию, которую не понимает. Пока не понимает. Но даже новорожденный ребенок воспринимает интонацию, а потом запоминает отдельные слова, следом целые мысли. Поэтому, рассказывайте детям сказки, или читайте стихи. То есть тексты, которые можно украсить интонационно, старайтесь делать это "по ролям". Увидите, очень скоро ваш малыш начнет вас внимательно слушать.
Дальше переходите к книжкам с картинками. Пусть текст сопровождается визуальным рядом. Маленькие дети "мыслят картинками", поэтому без книжек не обойтись. Тут кстати и начинается формирование интеллекта и образования. Ваш кроха будет узнавать, как выглядит собачка, что у мышонка есть мама, а отрывать мишке лапу - это плохо. А параллельно будет готовиться к восприятию текста.
Постепенно тексты будут усложнятся, сказки уже придется читать, а не рассказывать. Но и увлеченность ребенка будет расти. И в какой-то момент нужно будет остановиться на середине произведения и на просьбу ребенка: " А дальше?" ответить: "А дальше сам". Предварительно, конечно, нужно будет выучить хотя бы буквы.
Процесс, конечно, долгий, кропотливый, трудозатратный - дать телефон с мультиками конечно намного проще. Но, поверьте, он того стоит.
Еще один немаловажный момент - личный пример. Если малыш постоянно будет видеть "залипшую" в телефоне маму, вряд ли будет сидеть, уткнувшись в книгу.
Ну и последний нюанс. Ребенку должно быть интересно то, что он читает. Приоритеты у всех разные: одним нравится история, другим приключения, третьим фантастика. Очень важно следовать выбору ребенка, немного, может быть, корректировать его пристрастия. И тут опять запрет на слово "заставить". Если ребенок предпочитает приключения, не надо настаивать, чтобы он читал исторические романы. Посоветовать и заинтересовать - вот ключевые слова.
Учите детей читать, пусть жизнь их станет яркой и насыщенной, а они станут грамотными и образованными взрослыми! Удачи всем!
Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал - там много всего интересного. Давайте отвечать на поставленные самой жизнью вопросы вместе.