Найти тему
Surround Sound AudioDisc

Pink Floyd "Wish You Were Here" Blu-ray 4.0: "Вам бы в квадра побывать!"

Ни одна наука не обходится без своих краеугольных камней, на которые она опирается. Для флойдоведения данный альбом как раз один из них. Сегодня раскроем ещё одну из его граней – квадрафоническую. Или почему четыре уха лучше двух.

Pink Floyd "Wish You Were Here" 2CD + 2DVD + Blu-ray (4.0) Immersion Box Set
Pink Floyd "Wish You Were Here" 2CD + 2DVD + Blu-ray (4.0) Immersion Box Set
Добро пожаловать в эту машину под названием Общество, которая промывает мозги людям, отправляя их в школу в очень молодом возрасте, чтобы позже обучить тому, как быть хорошим работником. Пожалуйста, слушайте основные СМИ, голосуйте, покупайте вещи, которые вам не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которых вы даже не знаете. Ведь внешность действительно важна. Пожалуйста, выполняйте приказы, подчиняйтесь полиции. Держитесь подальше от других и убедитесь, что всегда находитесь в конкуренции с ними. Убейте природу и жизнь, чтобы мы могли построить структуры высотой 100 000 футов, чтобы показать, кто тут хозяин. И самое главное: никогда не забывайте, что деньги - это самое главное в этой жизни. Это человеческое творение, которое контролирует ваш ум и делает вас рабом. Но это хорошо для экономики. Добро пожаловать в машину.
Pink Floyd "Wish You Were Here" SQ Quad
Pink Floyd "Wish You Were Here" SQ Quad

Pink Floyd вечны, они вне времени. №1. Об этом альбоме уже сказано (почти) всё, историю его создания вы знаете. Поэтому я не буду повторяться, а внесу в эту бесконечную тему свою маленькую часть, которая скрыта в выделенном мною слове "почти".

И да будет квадра-микс!

Исполнитель: Pink Floyd - Wish You Were Here (2011 – Remaster 1975 прогрессивный рок)

Вводная часть.

Легендарный альбом записывался в студии Abbey Road силами инженерного персонала в составе:

Brian Humphries – инженер звукозаписи,

Peter James – ассистент инженера.

Принципиальная схема квадрафонической системы
Принципиальная схема квадрафонической системы

Ими тогда были сведены две версии: стерео (2.0) и квадра (quad 4.0), которые увидели свет в 1975 году в качестве винила SQ и 8-дорожечного картриджа Q8. Трансферами с этих двух, мягко говоря, сомнительных (по качеству) источников, мы и довольствовались до недавнего времени. Винил, понятное дело, как самый ущербный носитель звукоизвлечения через физическое трение, звучал аналогово-тепло и безнадёжно трещал, скакал, прыгал, шепелявил, угнетая наш кайф в тихих местах, коих в альбоме великое множество. С другой стороны, квадрафоническая кассета на 9-й скорости, как тогда говорили, звучала чуток чище с шумодавом Dolby, однако, уступала пластинке по АЧХ. А вот, кстати, и она - 8-track tape cartridge:

Pink Floyd "Wish You Were Here" Q8 Quad
Pink Floyd "Wish You Were Here" Q8 Quad

Счастливый момент воскрешения феникса из пепла настал в 2011 году, когда издатель, компания EMI Records, выложила на стол последний (т.к. хайрезный) козырь под заголовком 5 Disc Collector’s Box Set из серии Immersion. В заветную коробочку и, даже на один диск, попали требуемые нам мультиканальные миксы: 5.1 из рук Джеймса Гатри (James Guthrie) и 4.0 – предмет сегодняшнего обзора. Вот его технические характеристики:

Pink Floyd "Wish You Were Here" Immersion Box-set во всей красе
Pink Floyd "Wish You Were Here" Immersion Box-set во всей красе

Pink Floyd "Wish You Were Here" 2CD + 2DVD + Blu-ray (4.0)

Immersion Box Set

Blu-ray: LPCM 4.0

+ Wish You Were Here 5.1 Surround Mix (2009)
+ Wish You Were Here Original Stereo Mix (1975)
+ Concert Screen Films, 1975 Stereo
+ Storm Storgerson Short Film, 2000
+ Concert Screen Films, 1975 5.1 Surround Mix

Disc 5 - Bly-ray: High Resolution Audio and Audio-Visual Material,
Wish You Were Here 4.0 Quad Mix (1975)

1. Shine On You Crazy Diamond (Parts I-V)
2. Welcome To The Machine
3. Have A Cigar
4. Wish You Were Here
5. Shine On You Crazy Diamond (Parts VI - IX)

Roger Waters - Bass Guitar, Vocals
Nick Mason - Drums
David Gilmour - Guitar, Vocals
Richard Wright - Keyboards, Piano, Vocals

Carlena Williams - Backing Vocals

Venetta Fields - Backing Vocals

Original recording engineer, 4.0 Quad Mix: Brian Humphries
Assistant: Peter James

Pink Floyd Music Ltd under exclusive license to EMI Records Ltd (50999 0 29435 2 7), 2011

Pink Floyd "Wish You Were Here" 2CD + 2DVD + Blu-ray
Pink Floyd "Wish You Were Here" 2CD + 2DVD + Blu-ray

Будет справедливым отметить, что оригинал мастер-ленты с квадра-записью 4.0 не подвергался столь значительной чистке, как 2.0 и 5.1. Если вообще, подвергался. Именно поэтому звук шероховатый, с артефактами «старины глубокой». Будьте готовы к этому.

А теперь давайте, вооружившись нашими экспертными методами, разберём объёмное звучание каждого трека. Поехали.

Pink Floyd "Wish You Were Here" 2CD + 2DVD + Blu-ray - содержание
Pink Floyd "Wish You Were Here" 2CD + 2DVD + Blu-ray - содержание

1. Shine On You Crazy Diamond (parts I - V) [David Gilmour, Richard Wright, Roger Waters; Saxophone – Dick Parry]

Pink Floyd - Shine On You Crazy Diamond [Official Music Video]

Похоже, что Брайан Хамфрис не ставил в свои задачи погрузить слушателя в полное, округлое, равномерное со всех сторон «магнитное поле», излучаемое клавишными Рика Райта (Rick Wright) и бас-гитарой Роджера Уотерса (Roger Waters). Странно, что такая очевидная вещь не пришла ему в голову. Или то был разрыв шаблона? Согласно ему, «разрыву», то есть, фронт превалирует, нагруженный всеми инструментами, в то время, как тылы служат поддержкой для всплывающих эффектов. С самого-самого начала, там отметилась та самая «квакушка» слева и органный аккорд. Инициативу перехватывает переднее поле и далее ведёт всю программу этой композиции. Едва заметно колыхание «пламени» поля в плоскости "фронт <-> тыл" при относительной пустоте заднего поля. Все значимые игроки – гитара, вокал, саксофон обязательно ведут спереди. Выравнивание загрузки тылов происходит лишь в моменты тутти, когда вся группа в общем аккорде поддерживает солистов. Громким эхом. Кода знаменуется тихой и длительной нотой на электрооргане в тылах. Концепт не бог весть какой сложный и не слишком искусный, как мне кажется. Я поставлю ему 6 баллов за дисбаланс, неяркую окраску заднего пространства.

2. Welcome To The Machine [Roger Waters]

Pink Floyd - Welcome to the Machine (Official Music Video)

Значительное улучшение пространственного звучания наступает с первыми тактами приглашающей в машину композиции. «Машина» сходу заводится и ходуном переливается впереди слушателя. Виртуальный центр оживает вокалом Уотерса, а могучий аккорд мистера Гилмора (David Gilmour) запускает, наконец, тылы, кои поддерживают и синтезаторы Рика Райта. Все рассаживаются по своим местам и раскачивают лодку, в которой сидите Вы. «Механизм» маятником гоняет воздух спереди, гитара щекочет ваше левое ухо сзади, а синтезатор и есть тот воздух, который везде. Да, шоу-бизнес, он такой – веселит, но и многого требует. Если бы не пресловутый дисбаланс, то… А раз так, то 9 баллов!

3. Have A Cigar [Roger Waters, Vocals – Roy Harper]

Pink Floyd – Have A Cigar

Возьмите сигару и садитесь поудобнее, а мы тут встанем вокруг вас, постоим и поиграем. Так можно, вкратце, обозначить концепт сведения. Здесь главенствует статика. По углам расставлены все музыканты, которые, бывает, выходят «поиграть» в другие места. Недостаток подвижности заставляет меня оценить микс на 8 баллов.

4. Wish You Were Here [David Gilmour, Roger Waters]

Pink Floyd - Wish You Were Here - Pulse Live - HD TSV007

Всем известный лифт перевозит нас из кабинета аудио-магната в титульную балладу, в её переднее поле. Слева включается «радио», справа – выдох Гилмора и его первый гитарный пас. Всё встаёт на свои места: вокал в центре, группа вокруг вас (перкуссии в левом тылу, всхлипы гитары в правом). А ветер, уносящий прочь надежды на встречу (здесь и сейчас), переносит вас в холодное пространство финала. 9 баллов. И опять дисбаланс.

5. Shine On You Crazy Diamond (parts VI - IX) [David Gilmour, Richard Wright, Roger Waters]

David Gilmour - Shine On You Crazy Diamond (Parts VI–VIII) (In Concert)

Унесённые ветром© звуки синтезатора загуляли спереди с охватом тылов, чтобы в итоге занять весь фронт. Заднее поле, как и в первых частях сюиты (1-5), хотя и «отсвечивает» тихими соло и гитарным чёсом, по-настоящему громко оживает только в припевах. Здесь смесь получилась живее, чем в начале альбома. Поэтому, 9 баллов.

Нырнул в воду, а...
Нырнул в воду, а...

Перед итоговой оценкой суммируем впечатления от концепта.

Вывести итоговый бал, честно говоря, непросто. Потому что надо учитывать то, что треки разной длительности и перед нами стоит задача определить, какова же средняя «плотность» окружающего звучания на протяжении всех 44 минут. Как мы видим, «ложкой дёгтя» стала вступительная часть к альбому на 15 где-то минут, без особых многоканальных фишек. А это, считайте, 30%!

К тому следуют прибавить, что из-за дисбаланса наблюдается некоторая оторванность заднего звукового пространства от переднего. Недостаток динамических эффектов в сторону слушателя усугубляет это. Проявленные в тылах инструменты слабоваты по громкости и «теряются», быстро проходя мимо внимания слушателя. Не особо поможет, даже если, учитывая святое имя группы, накинуть 1 балл за вступление.

Принимая во внимание обозначенные выше аргументы, для среднего выведу 8 почётных баллов. Прослушивание окружающего, объёмного звука – есть дело творческое и, возможно, потом я смогу уловить новые повышающие оценку факторы. Конечно, тогда я аргументированно исправлю эту оценку. Ну, а пока так.

... а вынырнул из песка.
... а вынырнул из песка.

Между тем, я призываю всех скептиков-стереофилов послушать этот квадрафонический микс. Вы откроете для себя другой «Пинк Флойд», ещё интересней, полный деталей и красивейших нюансов, потерянных в стерео. И даже если вы считаете, что двух ушей достаточно, а четыре – перебор, вы знаете этот альбом 100500 лет, затёрли свои винилы до дыр с обеих сторон… Вы пожалеете, что не сделали этого раньше!

Гениальные картины Сторма Торгерсона
Гениальные картины Сторма Торгерсона

Описывать все прелести содержимого в боксе материала я не буду, вы и так всё видите сами. Обратите, хотя бы, внимание на анимированный фильм для демонстрации во время концертов в 1975 году - Concert Screen Films, 1975.

Must have!

А впереди вас ждёт ещё одна версия, ещё одна сторона этого краеугольного камня – пятиканальная. Её огранил для нас штатный инженер-каменотёс группы со стороны Роджера Уотерса - Джеймс Гатри (James Guthrie). Его микс 5.1 соседствует с 4.0 и находится в этом же бокс-сете на синем диске Blu-ray. Ищите соответствующую рецензию на моём канале: Pink Floyd "Wish You Were Here" Blu-ray 5.1.

Другие многоканальные альбомы из флойдоведения - Pink Floyd, David Gilmour, Roger Waters, Andy Jackson и прочих стилистически похожих групп:

Roger Waters "Amused To Death" Blu-ray/SACD 5.1: доразвлекались вусмерть! Узнаёте себя?…
Pink Floyd 1987: Почему мы потеряли рассудок от их войны?
David Gilmour "On An Island" DTS 5.1: на острове не для всех.
Pink Floyd "The Endless River" Blu-ray 5.1: Искусство уйти красиво
Pink Floyd "Atom Heart Mother" Blu-ray 4.0: Quadra-тная корова
David Gilmour "Rattle That Lock" CD + DVD, CD + Blu-ray
The Alan Parsons Project "Eye In The Sky" Blu-ray 5.1: Всевидящее око. Может, Будды, а может, и Брата.
The Alan Parsons Project "Ammonia Avenue" Blu-ray: По аммиачной дороге от 2.0 к 5.1
Marillion "Script For A Jester’s Tear" Blu-ray 5.1: Шут наплакал
Yes "The Yes Album" Blu-ray 5.1: что будет, если найти себя
The Alan Parsons Project "Tales Of Mystery And Imagination Edgar Allan Poe" 3CD + 2LP + Blu-ray, Blu-ray
Andy Jackson "73 Days At Sea" DTS 5.1: Море в домашних условиях

Σ = 8

Рейтинг многоканального микса в баллах, где:

1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.

Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.

Базовая система 5.2 для домашнего кинотеатра и любимой музыки.
Базовая система 5.2 для домашнего кинотеатра и любимой музыки.

Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:

Alan Parsons "A Valid Path": Прямой дорогой к DTS 5.1
The Moody Blues "A Question Of Balance" 4.0: решение найдено!
Jethro Tull "Aqualung" Blu-ray LPCM 4.0: Quadra-тный Акваланг
Tangerine Dream "Phaedra" Blu-ray 5.1: Федра или«Пурга в Арктике»
Yes "The Yes Album" Blu-ray 5.1: что будет, если найти себя
Jethro Tull "Aqualung" Blu-ray LPCM 4.0: Quadra-тный Акваланг

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc