Найти тему
Senicheff Longsword Club

Лето в средние века

Отложим на время военные игры и поговорим о лете, а вернее о том, как его воспринимали в средние века, как оно влияло на ритмы жизни, какие приносило радости и какие опасности таило в себе.

«Лето - жаркое и сухое время года», - описал Бартоломей Английский (Bartholomaeus Anglicus) в своей энциклопедии середины XIII века «О свойствах вещей». Лето, как он сообщает, длится три месяца: оно начинается в знаке Рака 17 июня и заканчивается в конце знака Девы 18 сентября. За пятьсот лет до того, как Варфоломей написал свою энциклопедию, епископ Исидор Севильский в «Этимологиях» объяснил, что в латинском языке Лето (aestas) получило свое название от «тепла» (aestus) и «сгоревшего» (ustus), объясняя это свойствами сезона - жарой и сухостью.

В средневековом сельском мире лето было сезоном сбора урожая, порой, когда каждый день несет новый и тяжкий труд. Также приносило оно и другие проблемы: волны жары, солнечные удары, засуха и пожары были характерными чертами сезона.

Сохраняя прохладу

Бартоломей Английский объяснил, что, поскольку солнце находится на пике своего положения в течение лета, оно светит прямо на головы людей, вызывая избыток желтой желчи - сухого и горячего "гумора", часто связанного со вспышками гнева. Лето согревает тело, сушит его через пот и ослабляет, добавил Варфоломей, вызывая лихорадку и другие «жаркие и сухие болезни». В медицинские трактаты включены фармакологические рецепты, предназначенные для облегчения и уменьшения солнечных ожогов. В англо-саксонском медицинском сборнике X века, известном как «Книга пиявок» (Bald's Leechbook), рекомендуется «варить в масле нежные веточки плюща [и] мазать ими тело».

Знатные дамы стремились сохранить свою кожу как можно более светлой и это стремление отразилось в медицинских трактатах, особенно в тех, что касаются женской косметики. Рецепты защиты кожи от солнца известны, например, по De Ornatu Mulierum XI века содержал описание бальзама на основе камфоры, защищающего кожу от солнца.

А например на августовской странице Très riches heures du Duc de Berry изображена сцена плавания. Эти мужчины, возможно, были крестьянами, которые решили охладиться после работы в поле. Также на странице можно наблюдать шляпы с широкими полями и объемные платки, закрывающие лица и плечи дам, едущих верхом.

Très riches heures du Duc de Berry, август
Très riches heures du Duc de Berry, август

При всей любви средневековых людей к купаниям и водным процедурам, плавание не было широко распространенным навыком. Об этом говорит изданный в Париже в конце четырнадцатого века указ, который подчеркивает опасность купания в Сене:

"Поскольку в эти жаркие дни многие люди желают для своего удовольствия искупаться в Сене, возникло множество проблем, потому что многие из купальщиков утонули в реке, и вести эти крайне печальны. Чтобы вразумить молодых и иных людей, которые ходят купаться на реку, мы запрещаем всем купаться в реке обнаженными, иначе их посадят в тюрьму."

Такая мера предосторожности напоминает нам не только об опасности утонуть, и о том, что власти Парижа старались привить жителям хоть немного скромности даже в жаркие дни, суля наказанием за наготу.


Лето для крестьянина

-3

Жан де Бри, автор XIV века, в своем труде Le Bon Berger (1379) рекомендовал пастухам, начиная с июня, вставать рано, когда воздух еще прохладен, чтобы вывести животных на пастбища. А дойдя до места пастуху следовало убедиться, что его стадо найдет себе достаточную тень. В июле пастухи обычно уводили стада повыше, если местность была гористой или холмистой, и следили за тем, чтобы животные не перегревались. В августе же рекомендовалось держать овец стойлах там, где еще не была убрана пшеница и другие зерновые, иначе они могут испортить урожай! В сентябре стадо можно было выпускать на убранные поля для кормления сеном.

Сбор урожая обычно начинался в июне, когда крестьяне косили сено, чтобы заготовить корм для овец, лошадей и крупного рогатого скота. В июле работы перемещались на поля пшеницы. Сбор пшеницы является частым мотивом в иллюстрациях к часословам и календарям: освещенные золотым светом, отражающим цвет спелой пшеницы, иллюстрации показывают, что крестьяне усердно трудятся, собирая колосья.

Сбор пшеницы, ок. 1500 года
Сбор пшеницы, ок. 1500 года

Фактическая дата начала сбора урожая варьировалась в зависимости от географической широты. Жители Средиземноморского бассейна собирали урожай раньше, чем жители северной и центральной Европы. Средиземноморские крестьяне начали собирать урожай в июле, а жители Германии или Англии - в августе.

Сбор урожая мобилизовал группы наемных рабочих, которые приезжали в более крупные хозяйства в поисках временной работы. Большинство из них получало оплату деньгами или непосредственно плодами своего труда (часто снопами пшеницы). Некоторые крестьяне предоставляли землевладельцам «бесплатную» рабочую силу из-за системы барщины, то есть необходимости отработать некоторое количество дней в году на своего феодала. Чтобы не страдать от жары, работникам обычно выдавалось несколько фляг вина в течение дня, которое, конечно же, пилось разбавленным холодной водой.

В некоторых регионах, например в Нормандии, после сбора основного урожая крестьяне возвращались в поля, чтобы пожать солому, если она еще не была срезана. Из соломы делали соломенные крыши, матрасы, подстилку для лошадей и крупного рогатого скота, которые могли ею питаться если иссякнут запасы сена.

Чума, засуха, пожар

-5

С середины четырнадцатого до семнадцатого века смертность от чумы и других крупных эпидемий в Европе достигала пика в период с июня по сентябрь. Эта тенденция была подмечена еще средневековыми врачами, которые пришли к выводу, что летом воздух был «испорчен и заражен», потенциально неся «миазмы», которые, как считалось, вызывали вспышки чумы.

Летняя жара и засуха конечно же сказывались на пожарной обстановке. В разгар летней жары, согласно королевскому указу, жители Парижа должны были держать рядом с дверью горшок с водой на случай возникновения пожара.

Лесные пожары были постоянной проблемой для общины Тортоса на северо-востоке Испании. Между 1370 и 1462 годами городские власти записали в свои бухгалтерские книги расходы, связанные с их усилиями по тушению этих пожаров. Две трети этих пожаров (67,4%) происходили в период с июля по сентябрь, в разгар засушливого и жаркого сезона. В 20% случаев точно установлено, что пожары начинались человеческого фактора, часто из-за пастухов, разжигавших костры. В Тортосе летом категорически запрещалось разводить костер в лесу - прямо как и в наше время.

Было ли средневековое лето похожим на наше?

Во многом - да. Людям нравилось плавать в прохладных ручьях и реках, они искали тень и способы защитить себя от жары. На фоне изменений климата в последние годы снова становятся актуальными и меры предосторожности в обращении с огнем в жаркую погоду, и уже современные и масштабные меры по борьбе с засухой и гибелью урожая.

Не менее актуальной оказалась и проблема эпидемий, не отпускающая нас ни зимой, ни летом. Хотя надеюсь, эту напасть человечество переборет с меньшими потерями, чем прежде.

А для средневековых крестьян лето было очень напряженным сезоном, от которого иногда зависело выживание их урожая, а значит, и их самих - в этом, пожалуй, мы все-таки смогли вырваться из мрачного цикла зависимости и кажется, проблема голода с каждым годом актуальна все меньше.

Благодарю за внимание, отличного вам лета!