Отложим на время военные игры и поговорим о лете, а вернее о том, как его воспринимали в средние века, как оно влияло на ритмы жизни, какие приносило радости и какие опасности таило в себе.
«Лето - жаркое и сухое время года», - описал Бартоломей Английский (Bartholomaeus Anglicus) в своей энциклопедии середины XIII века «О свойствах вещей». Лето, как он сообщает, длится три месяца: оно начинается в знаке Рака 17 июня и заканчивается в конце знака Девы 18 сентября. За пятьсот лет до того, как Варфоломей написал свою энциклопедию, епископ Исидор Севильский в «Этимологиях» объяснил, что в латинском языке Лето (aestas) получило свое название от «тепла» (aestus) и «сгоревшего» (ustus), объясняя это свойствами сезона - жарой и сухостью.
В средневековом сельском мире лето было сезоном сбора урожая, порой, когда каждый день несет новый и тяжкий труд. Также приносило оно и другие проблемы: волны жары, солнечные удары, засуха и пожары были характерными чертами сезона.
Сохраняя прохладу
Бартоломей Английский объяснил, что, поскольку солнце находится на пике своего положения в течение лета, оно светит прямо на головы людей, вызывая избыток желтой желчи - сухого и горячего "гумора", часто связанного со вспышками гнева. Лето согревает тело, сушит его через пот и ослабляет, добавил Варфоломей, вызывая лихорадку и другие «жаркие и сухие болезни». В медицинские трактаты включены фармакологические рецепты, предназначенные для облегчения и уменьшения солнечных ожогов. В англо-саксонском медицинском сборнике X века, известном как «Книга пиявок» (Bald's Leechbook), рекомендуется «варить в масле нежные веточки плюща [и] мазать ими тело».
Знатные дамы стремились сохранить свою кожу как можно более светлой и это стремление отразилось в медицинских трактатах, особенно в тех, что касаются женской косметики. Рецепты защиты кожи от солнца известны, например, по De Ornatu Mulierum XI века содержал описание бальзама на основе камфоры, защищающего кожу от солнца.
А например на августовской странице Très riches heures du Duc de Berry изображена сцена плавания. Эти мужчины, возможно, были крестьянами, которые решили охладиться после работы в поле. Также на странице можно наблюдать шляпы с широкими полями и объемные платки, закрывающие лица и плечи дам, едущих верхом.
При всей любви средневековых людей к купаниям и водным процедурам, плавание не было широко распространенным навыком. Об этом говорит изданный в Париже в конце четырнадцатого века указ, который подчеркивает опасность купания в Сене:
"Поскольку в эти жаркие дни многие люди желают для своего удовольствия искупаться в Сене, возникло множество проблем, потому что многие из купальщиков утонули в реке, и вести эти крайне печальны. Чтобы вразумить молодых и иных людей, которые ходят купаться на реку, мы запрещаем всем купаться в реке обнаженными, иначе их посадят в тюрьму."
Такая мера предосторожности напоминает нам не только об опасности утонуть, и о том, что власти Парижа старались привить жителям хоть немного скромности даже в жаркие дни, суля наказанием за наготу.
Лето для крестьянина
Жан де Бри, автор XIV века, в своем труде Le Bon Berger (1379) рекомендовал пастухам, начиная с июня, вставать рано, когда воздух еще прохладен, чтобы вывести животных на пастбища. А дойдя до места пастуху следовало убедиться, что его стадо найдет себе достаточную тень. В июле пастухи обычно уводили стада повыше, если местность была гористой или холмистой, и следили за тем, чтобы животные не перегревались. В августе же рекомендовалось держать овец стойлах там, где еще не была убрана пшеница и другие зерновые, иначе они могут испортить урожай! В сентябре стадо можно было выпускать на убранные поля для кормления сеном.
Сбор урожая обычно начинался в июне, когда крестьяне косили сено, чтобы заготовить корм для овец, лошадей и крупного рогатого скота. В июле работы перемещались на поля пшеницы. Сбор пшеницы является частым мотивом в иллюстрациях к часословам и календарям: освещенные золотым светом, отражающим цвет спелой пшеницы, иллюстрации показывают, что крестьяне усердно трудятся, собирая колосья.
Фактическая дата начала сбора урожая варьировалась в зависимости от географической широты. Жители Средиземноморского бассейна собирали урожай раньше, чем жители северной и центральной Европы. Средиземноморские крестьяне начали собирать урожай в июле, а жители Германии или Англии - в августе.
Сбор урожая мобилизовал группы наемных рабочих, которые приезжали в более крупные хозяйства в поисках временной работы. Большинство из них получало оплату деньгами или непосредственно плодами своего труда (часто снопами пшеницы). Некоторые крестьяне предоставляли землевладельцам «бесплатную» рабочую силу из-за системы барщины, то есть необходимости отработать некоторое количество дней в году на своего феодала. Чтобы не страдать от жары, работникам обычно выдавалось несколько фляг вина в течение дня, которое, конечно же, пилось разбавленным холодной водой.
В некоторых регионах, например в Нормандии, после сбора основного урожая крестьяне возвращались в поля, чтобы пожать солому, если она еще не была срезана. Из соломы делали соломенные крыши, матрасы, подстилку для лошадей и крупного рогатого скота, которые могли ею питаться если иссякнут запасы сена.
Чума, засуха, пожар
С середины четырнадцатого до семнадцатого века смертность от чумы и других крупных эпидемий в Европе достигала пика в период с июня по сентябрь. Эта тенденция была подмечена еще средневековыми врачами, которые пришли к выводу, что летом воздух был «испорчен и заражен», потенциально неся «миазмы», которые, как считалось, вызывали вспышки чумы.
Летняя жара и засуха конечно же сказывались на пожарной обстановке. В разгар летней жары, согласно королевскому указу, жители Парижа должны были держать рядом с дверью горшок с водой на случай возникновения пожара.
Лесные пожары были постоянной проблемой для общины Тортоса на северо-востоке Испании. Между 1370 и 1462 годами городские власти записали в свои бухгалтерские книги расходы, связанные с их усилиями по тушению этих пожаров. Две трети этих пожаров (67,4%) происходили в период с июля по сентябрь, в разгар засушливого и жаркого сезона. В 20% случаев точно установлено, что пожары начинались человеческого фактора, часто из-за пастухов, разжигавших костры. В Тортосе летом категорически запрещалось разводить костер в лесу - прямо как и в наше время.
Было ли средневековое лето похожим на наше?
Во многом - да. Людям нравилось плавать в прохладных ручьях и реках, они искали тень и способы защитить себя от жары. На фоне изменений климата в последние годы снова становятся актуальными и меры предосторожности в обращении с огнем в жаркую погоду, и уже современные и масштабные меры по борьбе с засухой и гибелью урожая.
Не менее актуальной оказалась и проблема эпидемий, не отпускающая нас ни зимой, ни летом. Хотя надеюсь, эту напасть человечество переборет с меньшими потерями, чем прежде.
А для средневековых крестьян лето было очень напряженным сезоном, от которого иногда зависело выживание их урожая, а значит, и их самих - в этом, пожалуй, мы все-таки смогли вырваться из мрачного цикла зависимости и кажется, проблема голода с каждым годом актуальна все меньше.
Благодарю за внимание, отличного вам лета!