Для меня Мария Каллас — всегда образец служения своему ремеслу! Каждая роль — совершенство!
Книга Тома Вольфа позволила приблизиться к внутреннему миру гения! Прикоснуться к поискам, сомнениям, переживаниям, победам и триумфам Божественной Каллас!
Все, что я делал на сцене в ролях, я всегда соотносил с Улановой и Каллас. Так как именно их скрупулёзное проникновение в музыкальный, литературный, исторический, эмоциональный, эстетический материал, давал направление к собственным поискам и размышлениям...
Но больше всего меня поразили письма Каллас, молодой артистки и уже взрослой, признанный певицы, своему педагогу — Эльвире де Идальго. Какая преданность, преклонение и уважение!!! Это может испытывать и понимать исключительно великий профессионал!
До конца дней осознавать величие педагога и отдавать должное труду и мастерству своему Мастеру. С каким трепетом и преклонением Каллас пишет о Тулио Серафине — величайшем дирижёре и педагоге, сформировавшим её музыкальное и стилистическое понимание образов и ролей.
Даже 10 лет спустя окончания певческой карьеры, Мария не перестаёт отдавать дань тем, кто подарил ей столько счастливого творческого времени!
Конечно, личная история Каллас не менее захватывающая, нежели профессиональная, но мне всегда была интересна Мария — актриса! Личные потрясения сродни греческим трагедиям. Недаром Мария — великая дочь своего народа!
Но когда ты понимаешь, что взрослый профессионал, признанный гений, перед педагогом остаётся маленьким существом, ожидающим не восхваления, а пожеланий и замечаний, восторгает. Я помню, как по струнке стоял перед Пестовым и Фадеечевым, а те кто видел это со стороны, всегда меня спрашивали: «Зачем?! Ты взрослый!»
Но меня никогда не интересовало ничьё мнение так, как моих мастеров! И видя сейчас, как некоторые, ничего ещё не сделавшие на сцене «пипирки» начинают писать книги, раздавать советы, сочинять сказки, я могу сказать одно — читайте Каллас! Вот где кладезь знаний, размышлений, познаний!!!