Джукбокс мюзикл (jukebox musical) - разновидность мюзикла, в котором все или большая часть песен не являются оригинальными. Суть метода проста: взять несколько уже пользующихся извенстностью песен, это могут песни одного исполнителя или разных, но объединенных единой темой/эпохой. На основе этих песен придумывается некоторая история, которую данные композиции должны лучше раскрывать. Но это в идеале. По факту, джукбокс мюзикл представляет собой просто еще один способ заработать на старом и хорошо знакомом.
Стоит отметить, что джукбокс мюзикл появился практически одновременно с обыкновенным мюзиклом, но особой популярности сначала не снискал. Зато в 21 веке вышел в мейнстрим. Оно и неудивительно - массовая культура 21 века во многом основывается на пережевывании старого. Действительно, зачем изобретать что-то новое, если можно взять старое, переупаковать и заново продать?
5 примеров старых песен по-голливудски
Поющие под дождем (Singin' in the Rain), 1952, режиссер - Стэнли Донен
Это может показаться странным, но самый известный и лучший, по самым разным версиям мюзикл в истории, основан не на оригинальном музыкальном материале, а на уже популярных на момент выхода песнях. С другой стороны, "Поющие под дождем" - удачное исключение из правила, когда фильм оказался гораздо более известен, чем музыкальный материал, положенный в его основу.
Мулен Руж (Moulin Rouge!), 2001, режиссер - Баз Лурман
Фильм, который открыл в начале века ящик Пандоры. Нет, сам по себе "Мулен Руж" неплох, если принять яркий визуальный стиль и эпилептический монтаж, то можно увидеть цельное и уникальное произведение. Да и популярные композиции, хоть и режут слух поклонников, но интегрированы в сюжет грамотно и действительно исполняются в нужных местах.
Через Вселенную (Across the Universe), 2007, режиссер - Джули Тэймор
Попытка рассказать полноценную историю, основанную на песнях Beatles. Взгляд на 60-е, но не реальные, а те, которые сохранились в культурной памяти благодаря песням Леннона и МакКартни.
Мамма MIA! (Mamma Mia!), 2008, режиссер - Филлида Ллойд
Самый коммерчески успешный джукбокс-мюзикл, даже удостоившийся сиквела, что для мюзиклов редкость. Одновременно это - самый омерзительный образец жанра, в котором изначально раздражающий музыкальный материал умудрились сделать на несколько порядков отвратней. После этого фильма Мэрил Стрип вызывает какое-то физиологическое отторжение.
Рок на века (Rock of Ages), 2012, режиссер - Адам Шенкман
Том Круз в роли хард- (или глэм?) рокера 80-х - крайне спорное решение, но фильм получился аутентичным культуре той эпохи, которую демонстрирует. Избыточность поп-культуры 80-х создателям отразить удалось.