Всякая история, по сути своей, вещь бесконечная. Ведь когда мы говорим о границах той или иной цивилизации, культуры или периода, мы сами конструируем их. Конечно, на основе политических событий или материальных свидетельств можно говорить об определенных вехах. Но тенденции, которое являются истинным предметом истории не возникают по щелчку пальцев и так же по нему не прекращаются. Взять хотя бы цивилизацию Древнего Египта. Когда она началась? Когда Менес (Хор Аха) якобы объединил страну и основал город Мемфис? Или когда то же самое объединение (историки, чтобы не путаться говорят в данном случае о покорении Нижнего Египта Верхним) было зафиксировано на Палетке додинастического царя Нармера (царю очень повезло, видимо нужно обладать весьма суровым нравом чтобы звали тебя не иначе как «Свирепый Сом»)? А может быть цивилизация Египта началась в так называемой пещере Пловцов, где на стенах виднеются древнейшие петроглифы этого региона, от которых по некоторым моделям тянутся корни египетской письменности? Ответ на этот вопрос зависит от того, как посмотреть. От того какую именно цель вы ставите перед собой, и что именно ваше конструирующее (таково оно по своим свойствам) мышление выделяет в относительном, непрерывном потоке времени.
Как и у всякой цивилизации, у Египта есть своя доистория. Додинастический Египет – это эпическая драма неолитических времен, когда египтяне (такие какими они были задолго до возникновения как слова «Египет», так и государства, которое оно обозначало), строили утлые суденышки, плавание на которых начало связывать регион воедино, обмазывали прутья стен своих жилищ глиной, прятали зерно в корзинах, помещенных в остывающую ночами землю. Драма эта правда не хранит имен царей, полководцев или жрецов. Она сплетена из разбитой керамики (которую к счастью оставляли на том месте где она разбилась, что открывает путь к датировки различных культур), кремневых ножей, так тяжело уступавших (а до конца и не уступивших) место металлическим орудиям, да остеологических остатков растений и животных на месте давно опустевших стоянок.
Но что если мы посмотрим еще дальше? Ведь и Додинастический Египет – это лишь период выделяемый в течении древней жизни, жизни рвавшейся к творению великой цивилизации, построившей пирамиды и роскошный храм в Дейр-эль-Бахри. У всякой истории есть начало. А Египет-то находится на территории Северной Африки – колыбели человечества. Так каков же был палеолит на месте будущего Египта? Что живительного нес он в себе из того, что произросло в дальнейшем? Да, есть такой взгляд, что все следы палеолитического человека на территории Египта стерты и неолит (эпоха возникновения земледелия и скотоводства – производящего хозяйства и полированного камня) возник резко и внезапно. Но это лишь историческая модель. Одна из. Конечно, аллювиальные наносы, выбрасываемые нильскими разливами, погребли под собой остатки старинных стоянок первобытных людей, да и сами эти люди скорее всего спускались к Нилу лишь сезонно – почему нет? Ведь вокруг в те времена были саванны, а не пустыни, в которых можно было жить, охотиться и собирать всякие питательные штуки. Но и эти саванны, позже ставшие пустынями, относятся к египетской территории. Попытаемся кинуть взор на Египет эпохи палеолита, посмотреть, как древние прото-египтяне раскалывали ядрища камней, собирали дикорастущие зерновые, мастерили орудия и перемещались от стоянки к стоянки, то охотясь, то весело рыбача в спокойном (между разливами) Ниле.
Тут нужно сразу определиться. Палеолит – он также не монолит. И дело не в рифме, а в том, что делится он на Нижний, Средний и Верхний. Нижний – самый древний, потом Средний, а потом…ну вы поняли. Конечно, Верхний Палеолит самый интересный. От него и сведений побольше, да и люди тогда были уже как современные, а следовательно, не могли усидеть на месте, а нет-нет и придумывали что-то экстравагантное – жертвоприношения, например, религиозные фишки различного характера. А Нижний, ну там охрой тела посыпали – красной, как кровь. А больше, казалось бы, и ничего. Но и это не правда. Уже в Нижнем Палеолите люди делали такие сложные орудия как топоры, причем делали довольно шустро, согласно технологическим реконструкциям (и не надо слушать речения вроде тех, что гласят что «Топор начинал делать дед, а заканчивал внук» - быстро делали, за несколько дней). Но обо всем по порядку.
Нижний палеолит на территории Египта.
Согласно одним из первых описаний (что относятся к концу девятнадцатого века) к палеолитическим предметам Египта относятся топоры, что найдены в долине Нила. Они были характерны для Нижнего палеолита и сделаны были, как правило, весьма хорошо – на совесть. Топоры были заострены с одного конца и закруглены с другого. Типологически они относились к позднему Ашелю. Ашель это такая первобытная индустрия, что пришла на смену культурам типа Олдувайской. Для египетского нижнего палеолита не существует надежных дат, но в других частях Африки считается, что поздний ашель начался около 500000 лет назад, в то время как средний палеолит вступил в свои права только 230000 лет назад. Большинство стоянок нижнего палеолита в Египте относятся именно к этому периоду, но отдельные могут быть даже еще древнее. Интересные сведения о нижнем палеолите долины Нила можно найти в районе Вади-Хальфа (вади – ныне пересохшие речные русла, которые раньше тянулись от Нила, как правило, на восток – к Красному морю) на севере Судана (не надо удивляться – территориальные границы применительно к тем времена провести также сложно). Там в ряде карьеров были обнаружены ашельские топоры. Примечательным регионом является ареал Аркин-8, на западном краю долины, именно там находится большинство орудий относящихся к нильскому ашелю. Многие орудия кажутся грубыми и незаконченными, но исследователи увидели в находках определенную эволюцию – это уже поздний ашель. Среди прочих орудий особо выделяются скребки. Позднеашельские памятники встречаются в том же суданском районе и на восточном берегу реки.
Памятники, относящиеся к нижнему палеолиту также встречаются в восточной Сахаре, в совершенно разных местах. В оазисах Харга и Дахла, а также в восточной части Бир-Сахары, находящейся в 350 км к западу от рамзесовского Абу-Симбела, они представляют собой лагеря в которых жили люди, причем возможно на протяжении нескольких тысячелетий. Хотя заселенность этих стоянок-лагерей, в те кочевые времена, скорее всего была сезонной. Но людям свойственно стремление к постоянству, так что и те древние кочевья разворачивались между определенным конкретными точками. Топоры, найденные в Восточном Бир-Сахае являются маленькими, тонкими и качественно выполненными. Это место относится уже к окончанию ашеля, внутренний ресурс которого был фактически исчерпан и люди находились в ситуации готовности к переходу к новой каменной индустрии.
В Сахаре люди нижнего палеолита использовали почти все места, где была вода. Ни на одном из участков не было обнаружено достаточного количества фауну, которая бы позволила реконструировать окружающую среду тех времен. Люди в те времена использовали те ресурсы и сырье, которые находились в близи стоянок. Возможно снаряжать дальние экспедиции еще не было. Инструменты как правило делались для краткосрочных и немедленных целей. Их не переносили с места на место. Тем не менее технологический процесс уже усложнялся, так как люди делали не только орудия для непосредственного использования, но и орудия для изготовления орудий.
Средний палеолит
Средний палеолит воистину драматичное время для всего нашего вида. Более того, это именно то самое время когда наш вид – Homo sapiens, возник и вступил в права властителя Земли. Случилось это конечно в Африке, и конечно территория будущего Египта играла здесь не последнюю роль.
Средний палеолит начался на территории Египта примерно 200000 лет назад и продолжался вплоть до 45000 лет до н.э. В это время пробиваются робкие ростки религиозных (конечно самых примитивных) представлений. Считается что религиозный характер тех или иных предметов или явлений (таких как залежи костей) еще не очевиден, но ученые уже ведут дискуссии на этот счет и конечных ответов нет. Уже существуют погребения, а погребения по определению отсылают к какому-то внеобыденному смыслу.
Египетский средний палеолит разделяете основные черты среднего палеолита по всей территории Северной Африки и Европы. Ручные топоры отсутствуют или были очень редки, большинство орудий изготавливаются с помощью отщепов, часто производимых по технологии леваллуа (от французского Леваллуа-Перре), где ядро было подготовлено для производства чешуек определенной формы. Встречаются неретушированные чешуйки леваллуа, а также различного рода скребки и зубцы. На некоторых стоянках находят концевые скребки и резцы.
Египетский средний палеолит по традиции подразделяется на четыре части:
- нубийский средний каменный век
- Мустье
- Атерийская культура (индустрия)
- Хормусийская культура
Хормусийская культура самая «египетская» - она была ограничена долиной Нила. Ее представители плотно были связаны с Нилом и были преимущественно рыболовами. Атерийская же культура была в основном ограничена Сахарой.
Лучшие данные по египетскому среднему палеолиту поступают из Бир-Тарфави и Восточной Бих-Сахары. В это время наблюдались регулярные колебания климата от более влажного к засушливому. Интересный момент – засуха в регионе была вовсе не связана с тем, что погода становилась более жаркой, как раз наоборот – похолодание влекло за собой аридизацию – опустынивание. Во влажные периоды Сахара цвела, а уровень количество осадков, возможно, достигало 500 мм в год. В сахарской саванне существовали даже озера, вокруг которых и селились люди. Там обитали крупные животные, такие как носорог, гигантский буйвол, жираф, верблюд, дикий осел и прочие антилопы и газели. В озерах обитала рыба, в том числе виды, которые сегодня встречаются только в бассейнах Нила, Чада и Нигера.
Именно с озерными отложениями связаны многие памятники данной эпохи. Стоянки на берегу озер были, если так можно выразиться, «микро-сезонными» - то есть использовались как дневной плацдарм для ловли рыбы, ночью же люди уходили подальше от них из-за угрозы нападения хищников. Ночные же лагеря располагались на плато. Там находятся артефакты, изготовленные из кварцевого песчаника различных цветов и фактуры.
Одной из интереснейших особенностей Бир Тарфави и Восточной Бир-Сахары является то, что почти все стоянки использовались неоднократно и к ним были привязаны определенные аспекты жизни людей той эпохи. То есть стоянки имели определенную специализацию. На одних изготавливались орудия, с других отправлялись на охоту, а третьи служили местом жительства во время погодных осложнений.
В технологическом плане для среднего палеолита не были характерны ни существенные изменения в изготовление орудий, ни возрастающая сложность орудий. Система расселения людей и основы сырьевой «экономики» оставались неизменными на протяжении более чем 100000 лет. Единственным значимым технологическим изменением той эпохи явилось появление двухсторонних листовых пластин и появление орудий с «ножкой». В оазисе Харга в качестве сырья использовались пластинчатые кремневые булыжники. В целом можно сказать, что кремень вступал в свои права ведущего сырья, в коем статусе он замечательно будет пребывать вплоть до исторического периода египетской цивилизации и даже позже. Вот она – ниточка связи между палеолитом и вполне себе историческим Египтом.
О среднем и верхнем палеолите в следующей заметке. Спасибо за внимание!