Путешествия на Марс существуют в мечтах писателей-фантастов и ученых уже достаточно давно, - например, в 1908 году был опубликован роман Александра Богданова, герои которого отправляются на Марс с помощью аппарата "этеронефа", оснащенного баллонами с "минус-материей", которая нейтрализует силу тяготения. Сегодня же полет человека на Марс вполне может стать реальностью. Так давайте теперь разберемся насколько это реально, сколько это стоит и зачем нам это нужно.
Итак, почему же землян так тянет на красную планету?
Существует немалое количество факторов, препятствующих нам заниматься наукой на нашей родной планете - например, наша атмосфера - она мешает наблюдению за космическими телами, ведь воздух - это оптическая среда, то есть молекулы воздуха обладают способностью вызывать преломление света, из-за чего объект может быть виден несколько выше, чем его настоящее местоположение. Атмосфера может быть неоднородной из-за турбулентности в воздухе, различные участки земли и воздуха могут нагреваться по-разному - то есть в одних местах плотность воздуха больше, а в других меньше - это вызывает так называемое "мерцание объекта". Дымка и облака поглощают свет и объект на небе становится плохо видно. Кроме того, существует такое понятие, как "световое загрязнение неба", суть которого в том, что если вы живете в большом городе и, выйдя на улицу ночью, посмотрите в небо, то вы там ничего не увидите, никаких звезд. Но стоит нам отдалиться километров за 150 от цивилизации, как картина на небе разительно меняется. Удивляться тут нечему - города излучают огромное количество света.
Это только малая часть проблем астрономических наблюдений. Конечно, всех этих проблем позволяет избежать размещение в космосе телескопа "Хаббл" - благодаря отсутствию атмосферы его разрешающая способность примерно в 8-10 раз выше, чем если бы он находился на земле. Однако, согласитесь, когда наши крутые технологии находятся в космосе, а мы на Земле, то это сильно уменьшает наши эксплуатационные возможности: что-то сломалось - чтобы починить, необходимо сначала добраться.
Что касается Марса, то здесь практически нет атмосферы, а соответственно, нет всех вышеперечисленных "земных" проблем. Но исследовательский потенциал Марса - это только первая причина такого повышенного интереса к данной планете, вторая причина - это ресурсы. Хоть на Земле и масса полезных ископаемых, но нас становится все больше и больше, вместе с этим растет и потребность в материалах, а что же касательно Марса? Огромное количество нераскопанных залежей, малая гравитация - всего 30% от гравитации Земли - это уже облегчит добычу полезных ископаемых.
Хорошо, раз уж Марс такой замечательный, то что нам мешает его колонизировать?
А все очень просто: на данный момент это неоправданно дорого. Да, у нас есть возможность полететь в космос, но сколько это стоит? На данный момент одними из самых дешевых грузоперевозок в космос занимается Илон Маск с его агентством SpaceX, один запуск ракеты Falcon 9 Илону обходится всего-то в 62 млн. долларов. И поверьте, это очень мало. Раньше цены были в десятки раз выше, а появился Falcon 9 всего несколько лет назад. За 62 миллиона Илон Маск может доставить на Марс 4 тонны полезного веса, то есть людей, провизию, технику и т. д., 1 кг перевозки обойдется примерно в 16 тысяч долларов, это почти 1 миллион рублей за один килограмм. Чтобы доставить на Марс одного человека весом 80 кг потребуется 80 млн. руб. Теперь вы понимаете какие денежные затраты необходимы для этого на данный момент. А всего-то 10 лет назад, еще до Илона Маска, доставка человека на Марс стоила бы около 800 млн. руб.
А что если полететь на Марс с целью добычи золота?
Самая распространенная проба золота в России - это 585-я, которая содержит 58,5% золота (остальное - это другие металлы, в основном серебро и медь), мы встречаем эту пробу в ювелирных украшениях, но хранится золото и указывается его цена на мировом рынке только в чистом виде, то есть проба 999, в которой 99% содержания золота. Так вот, когда мы находим залежи золота, то оно также находится в сплаве с другими металлами и процентное соотношение может быть абсолютно любое, поэтому возьмем усредненный показатель в 50%. А теперь давайте посчитаем прибыль, которую мы получим в результате такого мероприятия, как добыча золота на Марсе. 62 миллиона долларов мы потратим на дорогу до Марса, добываем там золото, (предположим, что мы там уже отстроили лабораторию, способную отделить примеси от так называемого "природного золота", чтобы не отправлять на землю половину веса из серебра и меди), теперь мы загрузили 4 тонны золота 999-ой пробы в корабль и отправили обратно, не забывая что на обратный полет потребуется точно такая же сумма денег, то есть 62 млн. долларов. В итоге, почти за 125 миллионов долларов мы добыли 4000 кг золота и теперь хотим продать его, чтобы окупиться. 1 кг золота на мировом рынке стоит 2,5 миллиона рублей или 34000 долларов, у нас же 4000 кг, а это 10 млрд. рублей или 136 миллионов долларов, что в принципе, неплохо. Проблема только в том, что я описал идеальный сценарий, а теперь представьте сколько нужно потратить, чтобы построить заводы на Марсе, для чего слетать туда придется не один раз, оплатить труд рабочих, обеспечить их необходимой экипировкой и т. д., в общем, можете умножать наши затраты в десятки и даже сотни раз. А наша страна только за 2014 год добыла 272 тонны золота, а это максимум 10% от количества золота, добываемого во всем мире. Это я еще не говорю о том, сколько времени займет добыча золота на Марсе, - в миллионы раз проще и выгоднее добывать его на Земле.
Может ли что-то измениться в ближайшем будущем?
Если учесть, что еще 17 лет назад, в 2004-ом году, стоимость запуска американской ракеты "Титан-4" составляла аж 1,3 млрд. долларов, то да, может. Учитывая темпы развития технологий и удешевления стоимости их эксплуатации, уже в ближайший десяток лет полет на Марс состоится. Но... Понравится ли нам это? Сможем ли мы долететь туда живыми? Это уже тема для другой статьи. И, если вам интересно будет поразмышлять со мной об этом, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующую статью. До новых встреч!