Люди давно искали точный метод, как отличить истину от вранья. Особенно остро этот вопрос вставал во время судебных разбирательств. Чтобы установить истину, участникам процесса со стороны следствия приходилось прибегать к определённым уловкам.
Например, на Руси в начале второго тысячелетия нашей эры подсудимому предлагали в подтверждение своих слов достать кольцо из сосуда с кипятком или взять в руку раскалённое железо. Если через три дня на месте ожога были видны язвы, значит, испытуемый сказал неправду.
В Древней Индии во время допроса в суде человека просили бить в гонг одновременно с ответом. По ритмике ударов, по задержке между вопросом и звуком гонга специалист мог сделать вывод о том, насколько искренне говорит подсудимый или свидетель.
В африканских странах виновного до сих пор определяют с использованием примитивного полиграфа. Подозреваемых ставят в ряд, и шаман или вождь начинает танцевать вокруг них под бой барабанов, тщательно принюхиваясь к собравшимся. Провинившегося определяют по запаху, ведь человек в стрессе пахнет не так, как в спокойном состоянии.
В Древнем Китае при малейшем сомнении в правдивости показаний допрашиваемому предлагали взять в рот горсть рисовой муки, прожевать её и продолжить говорить. Если человек был в состоянии сделать это, считалось, что он говорит правду, если нет — значит, врёт. Этот метод, как и предыдущий, имеет под собой рациональную основу. Когда мы волнуемся или боимся чего-либо, слюна во рту пропадает. А прожевать ком рисовой муки насухую практически невозможно.
На юге Европы в качестве полиграфа использовали осла, хвост которого был намазан краской. Испытуемому предлагалось зайти за ширму и потрогать осла за хвост. Ему говорили, что если осёл закричит, значит, подозреваемый виновен. Надо ли говорить, что совравший осла старался за хвост не трогать, чтобы тот не закричал и не выдал его. После этого достаточно было посмотреть на руки испытуемого: если они были в краске, значит, человек не врал, если же чистые — говорил неправду.
На Ближнем Востоке отличать ложь от правды умели, изучая пульс подследственного. Говорят, что особенно эффективно этот метод работал в отношении подозреваемых в супружеской неверности. Подозреваемому прикладывали палец к артерии и начинали задавать вопросы, упоминая имена потенциальных любовников или любовниц. По изменению степени наполнения кровеносного сосуда и частоты пульса делался вывод о причастности перечисленных лиц к интрижке. Этот же способ для выявления преступников уже в XVIII веке предлагал английский писатель и публицист, автор «Робинзона Крузо» Даниель Дефо. «Вина всегда сопровождается страхом; будучи измеренная толчком в крови вора, непременно его выдаст. Если имеется подозреваемый, я бы измерил его пульс», — писал он.
«Следует отметить, что в основе работы современных полиграфов лежат те же методы. Только артериальное давление и частоту пульса определяет не человек, а специальное оборудование», — говорит эксперт-полиграфолог правового центра «Человек и Закон» Сергей Новак.