В юности важные решения даются легко. Но когда мы обрастаем обязанностями, работой, детьми, изменить свою жизнь становится непросто. О том, что помогло решиться на необычный опыт, рассказывает психолог Виктория Лабокайте.
В молодости рискованные решения давались мне легко, я беспечно меняла планы, не сильно задумываясь, выходила замуж, без предварительного анализа получала второе образование и входила в незнакомый бизнес. Но к сорока годам моя жизнь угомонилась: семья, трое детей, родители, дача, небольшая компания. Я стала осторожнее, спонтанность почти исчезла, а вместе с ней пропали и неожиданные радости.
Конечно, дети естественным образом влияют на нас, заставляя упорядочивать и планировать свою жизнь. Но какая-то часть меня скучала: удовольствия «в процессе» все меньше, а мигрени все чаще.
Поворотной точкой стала поездка в Индию, после которой я приняла несколько смелых решений, сделавших мою жизнь намного увлекательнее. О смелости и возможностях, которые нам благодаря ей открываются, я и хотела рассказать.
Читайте также: Эмиграция: что бы вы сказали себе перед отъездом?
Задумывались ли вы об эмиграции? Я вот думала, но не решалась. И вдруг этим летом, у моря в Литве, я захотела пожить там пару месяцев. Сделать это проще, чем уехать навсегда, но по сути это мини-тест, позволяющий понять, что такое жить в другой стране. Мне было очень страшно: бизнес разрушится, дети выпадут из всех занятий, мне будет одиноко, я не справлюсь, да и мало ли неизвестных неприятных сюрпризов может случиться? Но поселившаяся в моей голове «бредовая» идея была сильнее опасений. И я это сделала: взяла двоих младших детей и этой осенью пожила немного в Европе. Что помогло мне преодолеть страх?
Объявляя о своем решении, мы, как древние греки, сжигаем за собой корабли
Я объявила о своем решении множеству людей. Говорят, когда-то так поступила Франcуаза Саган. Ей было 18, и она сказала друзьям, что написала роман. Это было неправдой, но пришлось сесть и написать. Так родилась книга «Здравствуй, грусть!», которая принесла ей мировую славу. Объявляя о своем решении, мы, как древние греки, сжигаем за собой корабли. У нас не остается иного выхода, кроме как идти вперед и добиваться победы. Это сильно мотивирует.
Я представила худшее: мне будет одиноко, дети не впишутся в сад и школу, квартира окажется холодной и неуютной, а я погружусь в депрессию. Что тогда? Тогда я сяду в машину и вернусь домой. Осознание возможности вернуться, наличие варианта действий для «самого плохого случая» помогает в ситуации сомнений.
Перед важным решением спросите себя: что плохого случится, если я этого не сделаю?
Еще два вопроса, которые сработали (и которые спасают, когда нужно принимать важные решения): что плохого случится, если я этого не сделаю? И что хорошего случится, если я это сделаю? Выяснилось: лично мне грустно будет признать, что я не использовала имеющиеся возможности. Я поняла – в будущем я буду сожалеть о том, что не рискнула. Ответ на второй вопрос был размытым, но интуиция подсказывала, что хорошего случиться может много. Главное, я была уверена: мне будет интересно.
Месяц назад я вернулась. Как и планировалось, я прожила два месяца с двумя детьми одна в Европе. Что это дало мне и моей семье? Об этом в следующий раз.
Об авторе
Виктория Лабокайте – психолог, консультант.
Читайте также на нашем сайте:
Женщина после сорока: как мы меняемся