Найти тему

Позабытый проект. Трамвайная линия "Майкоп-Красная поляна".

Вот такой вот трамвайчик мог отправляться от вокзала Майкопа. А в нем и жители города, и многочисленные гости со всей округи, со всей России, а может и со всего дальнего и ближнего зарубежья. Вот трамвайчик весело тренькнул и отправился в путь. Прямо из Майкопа через горы и пригорки, через густые леса и альпийские поляны. А вот глубочайшее ущелье, а трамвайчик треньк-треньк переезжает его по ажурному виадуку. Объезжает белоснежные поляны снега на горных плато. А пассажиры оторваться не могут от окон. Вот на открывшейся поляне пламенеют дикие тюльпаны. А там, вы только посмотрите, горные туры карабкаются по отвесным скалам. А вот стадо зубров величаво пасётся на свежей травке.

-2

Путь до Красной поляны неблизкий, и займёт несколько часов. И вот проводник вагона переодевается в белоснежный халат и начинается угощение. Пассажирам предлагают зельтерскую воду, свежий лимонад и, конечно, фирменное блюдо майкопских трамвайщиков - пирожки с яблочным повидлом. Почему именно с яблочным? А потому, что на адыгейском языке яблоко - это "мые". А название города Майкоп можно перевести с адыгейского как "долина яблонь". До сих пор в окрестностях Майкопа, в лесах, встречаются одичалые, запущенные яблоневые сады. Их ещё называют "черкесские сады". Видно, климат и почва очень даже подходят для яблонь. Кстати, в окрестностях Майкопа всё больше и больше с каждым годом появляется яблоневых садов. Правда, сады сажают современные, шпалерные, с небольшими пирамидальными деревцами. Урожаи отменные и яблоки очень вкусные.

-3

Но вернёмся к нашим трамваям. В 1909 году начали строить железную дорогу Армавир-Туапсе с веткой на Майкоп. Именно так и называлась дорога - "с веткой на Майкоп". Майкопский городской голова Зиньковецкий (кстати, поляк по происхождению) был человек энергичный и предприимчивый. И он добился того, что уже в 1910 году была построена дорога от Армавира до станции Белореченская, а от Белореченской та самая "ветка на Майкоп". 12 декабря 1910 года в Майкопе, при огромном стечении горожан и множестве почётных гостей, под звуки духового оркестра встречали первый поезд из Армавира.

-4

Именно к приходу первого поезда в Майкопе возвели просторный вокзал. При проектировании использовали мавританские мотивы:стрельчатые арки, капители, балясинные ограждения. Вокзал внешне очень похож на мавританский дворец. Внутри все помещения вокзала выполнены в том же стиле. Вокзал и по сегодняшний день существует в первозданном виде. Сегодня это памятник истории и культуры федерального значения. Строительство железной дороги произвело в городе небывалый фурор. Счастью не было конца. Майкоп через эту дорогу соединился со всем миром. Вот так, сел в поезд, и ты уже в Париже. Горожане восторгались прогрессом и такими славными достижениями инженерной науки. Именно на этой волне группа активных горожан, патриотов города, вдруг загорелась идеей проложить трамвайный путь через горы в Красную поляну (а там и Сочи рядом). Была создана инициативная группа и уже в 1911 году был проработан проект такого маршрута. Проект был реальным и вполне осуществимым. Всё было тщательно продумано. Началась работа по подбору заказчика, подрядчика, определялись способы финансирования. В 1914 году начались работы по прокладке маршрута. А дальше вы знаете что случилось. Некий никчемный студент Гаврило Принцип, в далёком от Майкопа Сараево стрельнул в эрцгерцога Франца Фердинанда. И погибли миллионы людей на полях Первой мировой войны, и рухнуло российское самодержавие. Потом была гражданская война, потом разруха, индустриализация, коллективизация. А потом уже Вторая мировая война, и опять разруха, восстановление, целина, космос и оборона. Короче, российским властям было не до майкопского трамвайчика.

-5

Позже ветку продлили до станции Хаджох. Расстояние Белореченская-Майкоп 21 км. От Майкопа до Хаджоха 41 км. В советское время несколько раз в сутки ходили пассажирские поезда Белореченская -Майкоп-Хаджох. Сначала на паровозной тяге, а затем стали ходить электропоезда. Сегодня от станции Майкоп ходит раз в сутки "Ласточка" до Туапсе. Выезжает рано утром и возвращается поздно вечером. О проекте весёлого трамвайчика в горы все давно позабыли. А какой замечательной была идея! Согласны?