Едва ли найдется человек, который так или иначе не употреблял бы в своей речи поучительные афоризмы, меткие изречения или цитаты, крылатые слова и выражения. Как мы уже говорили, зачастую мы их произносим на автомате, не вспоминая, чьи они и откуда. Потому что «речь без афоризма, что еда без соли». Мы используем их в исследовательских трудах, в рефератах и докладах, и тогда они свидетельствуют о нашей эрудированности, начитанности, остроумии.
• Беда никогда не приходит одна. С ней идут сочувствующие. Михаил Мишин
• Гений – человек, способный убедить жену, что норковая шуба ее полнит. Янина Ипохорская
• Крокодил – существо, которому все время приходится выбирать: жизнь или кошелек. Геннадий Костовецкий и Олег Попов
Писатель и теолог Тертуллиан, живший в эпоху раннего средневековья, в одном из своих богословских трудов написал знаменитую максиму, которая осталась в веках: «Верую, потому что нелепо»; в других переводах: «Верую, ибо абсурдно».
Казалось бы, во-первых, она «узкоспециальная» и может использоваться только в рамках божественной темы, во-вторых, изречение можно рассматривать как насмешку над нелогично мыслящим человеком. Однако знаменитый датский физик Нильс Бор, выступая на научном симпозиуме, произнес: «Несомненно, что предложенная нами теория – сумасшедшая. Вопрос в том, достаточно ли она сумасшедшая, чтобы быть истиной». Чувствуете перекличку с Тертуллианом?
В прошлый раз мы говорили о близости афоризмов и крылатых слов. Сегодня – о «дружбе» афоризма с каламбуром – игрой слов для придания мысли особой выразительности и комического эффекта. Каламбуры известны с древнейших времен, например, они часто встречаются в эпиграммах Марциала. Охотно использовал их в своем творчестве Шекспир.
В России каламбур получил распространение в начале позапрошлого века. Он частый гость в произведениях Пушкина, создавал каламбуры Петр Вяземский и самый знаменитый из выдуманных авторов – Козьма Прутков. Известны остроты Дмитрия Минаева, поэта и переводчика XIX века.
***
С нею я дошел до сада
И прошла моя досада,
И теперь я весь алею,
Вспомнив темную аллею.
***
Ноги такой и талии
Нет во всей Италии.
Его перу принадлежит один из самых знаменитых каламбуров, где обыгрывается само это слово:
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки,
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
Любил каламбуры Маяковский, например: «Если зуб на кого – отпилим зуб», «Превращусь не в Толстого, так в тóлстого», «Лет до ста расти нам без старости».
Разнообразны и остроумны каламбуры Эмиля Кроткого, русского советского писателя польского происхождения.
• Он нес вздор, но нес его в журналы
• Перья у писателя были, – ему не хватало крыльев
• Плавают разными стилями, тонут одним
• Классиков нужно не только почитать, но и почитывать
• Такт необходим не только в музыке
• И на производстве можно дать обет безбрачия
Как показывают примеры, каламбуры придают высказыванию выразительность, остроту и занимательность. И нередко в этой на первый взгляд развлекательной форме изложения мыслей содержатся серьезные и мудрые суждения. Подобные каламбуры ничем не отличаются от афоризмов.
• Он скажет слово «за»
И кается…
Он постоянно
За-икается! (Эмиль Кроткий)
• Легче держать в руках вожжи, чем бразды правления (Козьма Прутков)
• Я хорошо усвоил чувство локтя, который мне совали под ребро (Владимир Высоцкий)