Найти тему
Искусство слова

МОЖНО ЛИ СЛЫШАТЬ ЗАПАХ? и писать вкусные тексты?

«Послушайте этот аромат», «напишите текст повкуснее» – что же общего у этих фраз? Недоумение, которое они вызывают порой у носителей русского языка (что уж говорить об иностранцах).

А ведь правда: при чём тут глагол «послушать», если мы воспринимаем запахи не на слух? И как тесты могут быть «вкусными», если мы их не едим? Давайте скорее разбираться.

Знающие толк в парфюмерном искусстве сразу найдут объяснение слышимым запахам: все элементы парфюмерных композиций по скорости испарения делятся на ноты. В этом контексте глагол послушать очень метафоричен, что совсем не случайно и с точки зрения психолингвистики: перед нами пример синестезии (иллюзорное взаимодействие органов чувств, которые дополняют поступающую друг от друга информацию).

Очень часто синестезия применяется как стилистический приём в художественных текстах и нередко встречается в литературе:

У Пушкина – «звуки сладкие мои».

У Есенина – «холод осени синий».

У Пастернака – «жгучий взгляд».

Но мы должны понимать одну важную вещь: то, что хорошо в художественной литературе, не всегда возможно в публицистике. Как бы прекрасно ни звучала метафора слышать запах – такое употребление сейчас допускается только в разговорной речи.

Как же говорить грамотно?

Словари сходятся в одном мнении: чувствовать запах.

Более того, вкусные тексты маркированы (даже будучи метафорой) – в 90% случаев такая формулировка вызывает раздражение.

Каждый Ваш лайк и комментарий делает этот мир грамотнее, а запахи и тексты – еще лучше.