Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Показы, но не показухи

Василий Иванович Ерёмичев Начало: https://dzen.ru/a/YQdmcl_fgwX_cZvR?referrer_clid=1400& Не секрет, да никогда и не было секретом, что СССР продавал оружие, в том числе и самолёты, и вертолёты. А чтобы продать, надо хорошо прорекламировать. Для этого на одном из аэродромов под Москвой была развёрнута демонстрационная база (Дембаза). Для неё был построен многоэтажный корпус с верандой на крыше для разных гостей, чтобы в комфортной обстановке смотреть воздушную часть показа, и большой ангар внизу для наземной части показа. В этом ангаре устанавливались продаваемые самолёты и вертолёты с полной выкладкой применяемого оружия. Перед воздушным показом или после него все гости приходили в этот ангар и лётчики или штурманы квалифицированно рассказывали гостям (если надо, то через переводчика) о возможностях самолёта и оружия. Представлять Су-24М чаще всего приходилось мне. Гости приходили в сопровождении командования ВВС МВО, а при необходимости и командования ВВС с обязательным при
Оглавление

Василий Иванович Ерёмичев

-2

Начало: https://dzen.ru/a/YQdmcl_fgwX_cZvR?referrer_clid=1400&

Не секрет, да никогда и не было секретом, что СССР продавал оружие, в том числе и самолёты, и вертолёты. А чтобы продать, надо хорошо прорекламировать. Для этого на одном из аэродромов под Москвой была развёрнута демонстрационная база (Дембаза).

Для неё был построен многоэтажный корпус с верандой на крыше для разных гостей, чтобы в комфортной обстановке смотреть воздушную часть показа, и большой ангар внизу для наземной части показа. В этом ангаре устанавливались продаваемые самолёты и вертолёты с полной выкладкой применяемого оружия.

Перед воздушным показом или после него все гости приходили в этот ангар и лётчики или штурманы квалифицированно рассказывали гостям (если надо, то через переводчика) о возможностях самолёта и оружия. Представлять Су-24М чаще всего приходилось мне.

Гости приходили в сопровождении командования ВВС МВО, а при необходимости и командования ВВС с обязательным присутствием сотрудников особого отдела, дабы докладчик не сказал чего-либо лишнего и, упаси бог, не вздумал говорить с гостями напрямую или один на один без переводчика и особиста. В общем, всё было очень строго и чётко, до секунд по времени.

В воздушном показе Су-24М был не очень впечатляющим. Самое зрелищное, что можно было показать, это глубокий вираж с креном 90º на высоте метров 40–50 да горку на форсаже с вводом перед гостями на высоте 10–20 метров, скорости 1100 километров в час с углом тангажа 60–80º.

На очередном показе гостям из-за южной границы, которые были представлены командованием ВВС своей страны, мне опять пришлось докладывать на земле.

Гости, видимо, были сильно продвинутые в мировой моде, и своей двух-трёхдневной небритостью напоминали наших родных бомжей от ближайшего пивного ларька.

Но не в этом дело. В тот день погода была изменчива, собирались тучи, и руководство решило успеть сделать воздушный показ, а после него, уже под впечатлением увиденного – наземный. Посторонних у Дембазы, как всегда, не было.

Воздушный показ выполнял мой командир с другим штурманом.

По курсу взлёта приближалась тёмная грозовая туча. При вводе самолёта в горку вместе с рёвом двигателей на форсаже раздался негромкий двойной хлопок, похожий на выстрел дуплетом из охотничьей двустволки где-то в отдалении.

Выйдя из ангара, я увидел, что один солдат подбирает осколки выпавшего оконного стекла. Обойдя угол Дембазы, я остолбенел: более половины всех оконных стекол лицевой стороны здания осыпались хрустальным дождём. А гости спускаются со смотровой веранды и идут в ангар. У командования вытянутые лица.

По собственному, довольно большому опыту знаю, что приближающийся на высоте 20 метров и скорости 1000 километров в час самолёт или пара самолётов внушает страх даже знающим офицерам, а новичков или неопытных буквально вжимает в землю. И в процессе доклада я уверенно говорю, что сверхзвук у земли, на который может выходить этот самолёт, уже сам по себе является грозным оружием. Эта фраза должна была усилить впечатление от показа. Гости улыбаются, понимающе кивают, лица командования светлеют.

Тем не менее после показа командующий ВВС МВО отстраняет экипаж от перелёта и назначает расследование. Кстати, стёкла были выбиты не только в Дембазе, но и в рядом стоящем здании ТЭЧ, всего около 400 квадратных метров больших и толстых стекол.

К счастью, местные инженеры, поддерживая нас, уверяют командующего, что сверхзвука не было, а повлияла подходящая туча, отразившая звуковую волну.

Дождавшись реакции командования ВВС, организаторы показа отпустили нас домой.

А следом пришёл документ, обязывающий командира экипажа выплатить стоимость ущерба. Однако через непродолжительное время, видимо, потому, что контракт состоялся, это «спустили на тормозах», так как ущерб, причинённый Дембазе, по сравнению со стоимостью контракта был совершенным «ничто».

Но в очередной директиве начальника главного штаба ВВС нам погрозили пальчиком примерно так: «Иногда отдельные лётчики на показах допускают выход параметров полёта за ограничения, и впредь никому этого не делать!»

Начальник Главного штаба ВВС правильно всё понимал, да ещё, кроме того, знал нас персонально. Главное – дело, а не бумага.

Продолжение: https://dzen.ru/a/YQ4LstXHnV8icID_?referrer_clid=1400&

-3

Предыдущая часть:

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Василий Ерёмичев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен