Найти тему
OldSchool Creative

ZZ TOP. МУЗЫКА НАШИХ ОТЦОВ

Это один из тех редких случаев, когда группа, которая мне очень нравилась, вызвала восхищение у моего отца. Обычно бывало, как всегда и у всех: разные поколения не воспринимают должным образом кумиров друг друга, одним слишком непонятно, другим слишком скучно… Но в случае с ZZ Top все было иначе. Мы оба познакомились с их музыкой независимо друг от друга и сошлись в том, что это нечто особенное. Нечто очень и очень привлекательное. Плюс запоминающееся название, плюс экстравагантный внешний вид (бороды, очки, плащи). Они были очень крутыми в середине 80-х.

-2

Странно то, что ZZ Top, появившиеся аж в 1970-м году, не входили в «плейлист» моих родителей, слушавших битлов, роллингов и всяких би джиз. Эти «дедушки рока» должны были звучать в нашем доме еще в моем раннем детстве из динамика бобинного «Маяка». Ведь они и по возрасту – практически ровесники моих предков.

Собравшись однажды вместе в Техасе, Билл Гиббонс (гитара, ведущий вокал), Фрэнк Бирд (ударные) и Дасти Хилл (бас-гитара, вокал) так и прошли всю жизнь втроем, бессменным составом. Пока смерть не разлучила их 28 июля 2021 года, забрав Дасти Хилла в небесный пантеон рок-музыки. Навскидку трудно вспомнить, какой еще из коллективов может похвастаться такой стабильностью. Играли они тогда некую смесь из тяжелого рока, блюза, кантри и буги-вуги, которую музыкальные критики именуют обычно термином «южное буги».

-3

Парни были очень популярны в Техасе. На их выступления собиралось большое количество «реднеков»: фермеров, байкеров, дальнобойщиков и прочего народа. Всем нравилось слушать их традиционные блюзы и заводной рок-н-ролл с юморными текстами, напичканными местным жаргоном и скабрезными фразочками. Кстати, тогда внешне они еще не выглядели так, как мы уже привыкли их видеть. Все это придет позже.

Несмотря на то, что свой первый контракт с лейблом троица подписала почти сразу, их популярность дальше границ штата практически не распространялась, а дебютный альбом «First Album» никакого успеха не принес. ZZ Top продолжали выступать в привычных локациях еще целых шесть лет. И только один удачный концерт на центральном стадионе Остина, собравший больше 20 тысяч зрителей, подкинул музыкантам шанс пробиться на большую сцену.

-4

В 1976 году их продюсеры решили рискнуть и запустить группу в турне по США. Риск себя полностью оправдал: их шоу по всем штатам собрали в общей сложности более миллиона человек, а название команды зазвучало у всех на устах. Их стали сравнивать с Cream и Status Quo, а журнал «Rolliтg Stone” написал: «Маленькая нефтяная группа из Техаса сравнялась по популярности с Journey, Styx и Foreigner».

Мне кажется, эти сравнения можно было бы продолжать и далее, расширяя список, ибо ZZ Top в то время в своем творчестве собрали воедино сразу несколько стилей, найдя таким образом ключики к разным аудиториям. Но при этом они не были однообразны в своем творчестве, много экспериментировали и со звучанием, и со смешением различных музыкальных жанров. Гитары стали звучать как у Sex Pistols или Чака Берри, а в ритмах и гармонии чувствовалось серьезное влияние ветеранов блюза. И на протяжении всех этих лет им удавалось сохранить первоначальный техасский колорит в текстах и даже в названиях альбомов: «Rio Grande Mud” (1972), “Tres Hombres” (1973), «Fandango” (1975) и так далее.

-5

В эти годы сложился и сценический образ ZZ Top. Гиббонс и Хилл отрастили здоровенные бороды. Единственным безбородым участником остался Бирд, чья фамилия переводится как «борода». Яркий имидж пришелся по душе поклонникам. Продажи дисков рванули вверх: в 1972 – золото, в 73-м и 79-м – платина. И наконец, в 1983 году вышел альбом “Eliminator”, который стал самым лучшим в их творчестве и придал группе настоящий мировой суперзвездный статус.

Диск «Eliminator» взорвал чарты. Как писал один из журналистов, альбом стал хард-роковым ответом на «Thriller” Майкла Джексона, быстро заработав платину (к 1996 году он станет бриллиантовым). Еженедельник «Мелоди Мейкер» присудил группе первое место в номинации heavy metal. ZZ Top вышли выступать на знаменитом Донингтонском фестивале вместе с такими командами, как Whitesnake, Meatloaf, Twisted Sister, Dio, Diamond Head, после чего о них стали говорить как об одной из лучших хард-роковых групп. А журнал «New Musical Express” отозвался об альбоме как о «танцевальной продукции, вместившей в себя изрядную порцию рока».

-6

Самое забавное в том, что один из наиболее успешных и известных альбомов в истории мирового рока во время его записи вообще не планировался к выпуску. Музыканты вместе с продюсером Линденом Хадсоном просто экспериментировали в студии с различной электроникой, звуковыми эффектами, накладываемыми на гитары. Мало того, барабанщик Фрэнк Бирд и вовсе не принимал никакого участия в этом творчестве. Вместо него записали драм-машину. Бас-гитару тоже записали на синтезаторе (Хилл только спел свои партии в песнях). Все это делалось на непрофессиональном оборудовании, просто записывали на ленту высококлассного магнитофона.

-7

А потом вдруг решили все это свести в Мемфисе, где вместе с Биллом Гиббонсом над материалом потрудился саунд-дизайнер Терри Мэннинг, а бэк-вокал исполнил Джими Джемисон, ставший вскоре фронтменом Survivor (помните группу, которая спела песню «Eye Of The Tiger» для фильма «Рокки-3»?)

Материал о группе Survivor читайте здесь >>>

И, в конце концов, финальный мастеринг всего этого «баловства» осуществил легендарный звукооператор Боб Людвиг, работавший ранее и позже с такими грандами как Led Zeppelin, Metallica, U2, Nirvana, Queen.

Вот так нечаянно и свершилась маленькая, но громкая революция в легком сегменте хард-рок-блюза. Песня «Gimme All Your Lovin” зазвучала на всех континентах гимном этой революции, провозглашающим попсовое единение под роковым флагом поклонников всех музыкальных направлений.

Когда дочитаете статью, включите видео с этой композицией, расположенное в конце страницы. В память о Дасти Хилле.

-8

В общем, мир был покорен. Но ZZ Top не намеревались почивать на лаврах. Их работоспособность была просто невероятна. После многолетних бесконечных гастролей до прорыва в высший эшелон они продолжили свои регулярные турне. В 1985 вновь с успехом выступают в Донингтон-Касл вместе с Marillion, Bon Jovi, Metallica, Ratt, Magnum, Motley Crue, а затем выдают студийный альбом «Afterburner”, который разошелся тиражом более 10 миллионов. Их вновь ставят на одну ступень с самыми популярными звездами – Мадонной, Принсом, Майклом Джексоном. Но в отличие от остальных, бородачи остаются верными себе в самоиронии, легкости восприятия славы и «близости к народу».

На пике карьеры ZZ Top неожиданно для всех исчезают на четыре года. В течение этого времени они не появляются в студиях, не выступают с концертами, хотя их рады видеть на любой площадке. Так же неожиданно для всех в 1990-м году они выпускают очередной альбом «Recycler”, который становится естественным продолжением всего предыдущего творчества группы. Гиббонс и компания не изменяют себе. Но мир вокруг уже изменился!..

-9

Что тут началось! Какая критика обрушилась на бородатую троицу! Даже отличной композиции «Double Back”, написанной к фильму «Назад в будущее – 3», досталось по полной программе. «Гнилостный коммерческий саунд», «Стариканы из ZZ Top всех достали своим однообразием», «Устаревшее ретро в красивой упаковке!» - критики соревновались в злобных эпитетах, но диск пользовался довольно серьезным успехом.

«В нашей музыке коктейль из модерна с барокко, с парой долек подростковой агрессивности на ребре бокала, - говорил в интервью Дасти Хилл. – Рок-н-ролл родился в 50-х, и мы по-прежнему ему верны. Мы выбрали его себе как форму старения. Или как форму вечной молодости. Мы остаемся верными идеалам своей юности».

-10

«Мы любим нашу музыку, наших жен, детей и машины, - вторил ему Билл Гиббонс. – Говорят, что музыку ZZ Top клево слушать, находясь за рулем. Отлично! Скажу так: для нас рок и тачка – неразделимые вещи. Мы выросли на музыке Чака Берри и Элвиса Пресли. И именно их песни мы распевали в машинах. Музыка, девочки и автомобиль – это было нашей жизнью. Наша нынешняя музыка постоянно напоминает об этом».

В 92-м ZZ Top выпустили сборник лучших хитов, в который еще и включили новую вещь «Viva Las Vegas”, лишний раз подтвердив свою любовь к наследию Элвиса. Диск стал мультиплатиновым, несмотря на всю предыдущую критику. Но дальше дела с новыми пластинками пошли не очень здорово.

Альбом 94-го года под названием «Antenna” не имел особого успеха. Музыканты отказались от экспериментов с синтезаторами и слушателям предстали в непривычном звучании, которое многие назвали карикатурой на самих себя. Тем более, что самоплагиата там тоже хватало. В следующем году вышел еще более неудачный диск, отличавшийся безупречным саундом, чем-то похожим на ранний период, но до ужаса скучным по содержанию.

-11

Группа снова много гастролировала, «бородачи» набирали материал для новых песен, и в 1999-м вышел новый лонгплей, приуроченный к 30-летию. И опять – провал! Проблема все та же – отличный звук, сохранение традиций и жанра, но ничего оригинального в риффах и текстах. Скучно…

И только в 2003-м музыканты, устав, видимо, от неудач, решили перестать ориентироваться на конъюнктуру музыкального рынка и, как в старые добрые времена, просто начали играть то, что им нравится. Наворотили новых смешений жанров, притащили в студию кучу всяких экзотических для рока музыкальных инструментов и оторвались в свое удовольствие. Альбом «Mescalero” наконец-таки наградил ветеранов рока пусть не восторженными, но хотя бы благожелательными отзывами.

-12

Музыка с этого диска стала хорошим фоном для церемонии 2004-го года, когда ZZ Top были введены в Зал Славы рок-н-ролла. Несмотря на громкие титулы, регалии и солидные счета в банках, музыканты намеренно демонстрировали отказ от всех атрибутов жизни «селебрити» и на сцене старались выглядеть, как все те же, пусть и немолодые, простые парни из Техаса, дальнобойщики с гитарами.

Работа над следующей пластинкой затянулась. Первую новую песню “Flying High” выпустили аж в 2011-м году, она дебютировала с борта МКС. А весь альбом «La Futura” целиком вышел только годом позже и на волне ностальгии взмыл вверх в хит-парадах, захватив 6-е место в Billboard 200. Получилась очень содержательная, классная, веселая и интересная с точки зрения музыкальных экспериментов работа. Возможно, одна из лучших в карьере группы.

К сожалению, она стала последней студийной работой для великолепного трио.

-13

Музыка ZZ Top оказалась очень востребованной на протяжении почти пяти десятилетий. Она действительно очень хорошо слушается в дороге, особенно – на загородной трассе. Когда я включал ее в машине, с заднего сиденья представители следующего поколения просили сделать погромче: есть в ней что-то такое, что даже их не оставляет равнодушными. Для них – это музыка родителей, а для меня – моих родителей. Как и в своих клипах, бородатые весельчаки вечно помогают кому-то из молодежи, бросая в нужный момент сверкающий брелок с логотипом, на котором ключи от машины, так и мы передаем по эстафете классический роковый блюз ZZ Top тем, кто будет их слушать после нас. Так же с улыбкой кивая в такт головой и притопывая ногой…

-14

Справка:

Музыка и песни ZZ-Top более 80 раз использовалась в фильмах и мультфильмах: «Армагеддон», «Шанхайский полдень», «Призрачный гонщик», «Части тела», «Женаты с детьми», «Симпсоны», «Черепашки ниндзя», «Назад в будущее», «От заката до рассвета», «Кости» и т.д.

А еще в компьютерных играх: Crysis, GTA, Guitar Hero

И даже в книге Стивена Кинга:)

Сами музыканты в роли самих себя появлялись в клипах W.A.S.P., Nickelback и в некоторых сериалах. Уж очень яркие и запоминающиеся образы они создали.