История о путешествии в Париж по морю и по суше
Первый раз я попал в Париж в середине нулевых и, можно сказать, довольно оригинальным путем. Через Балтийское море. По путевке турфирмы "Нева".
Сейчас этой фирмы нет, но маршрут в Париж через Скандинавию по-прежнему существует и популярен у туристов. Навскидку я нашел сразу две турфирмы с похожим турне на паромах, хотя таких туроператоров на самом деле гораздо больше. Один маршрут почти полностью повторяет наш, другой идет через Данию, но не через Эресуннский мост, а посредством парома из Хельсингборга.
Наше путешествие должно было начаться со знакомого уже для меня места. С гостиницы «Октябрьская» в Санкт-Петербурге. На ночном поезде мы приехали в Питер и целый день провели в городе, поскольку наш автобус стартовал только после полуночи. Погуляли по Невскому проспекту, Дворцовой площади, были в Исаакиевском соборе и Петропавловской крепости. Обычный дневной маршрут транзитника.
Поскольку был октябрь, вечером в городе было уже холодновато, поэтому пришлось немного посидеть на Московском вокзале. Ближе к полуночи мы перешли площадь Восстания и за углом увидели своих попутчиков. Скоро приехал и наш автобус Neoplan. Все расселись согласно штатному расписанию, получили паспорта, кто не забрал их из турфирмы заранее и поехали в Финляндию.
По пути мы заехали в Выборг и забрали на площади последних туристов. На этот раз, граница была пройдена без приключений. Нет, по сравнению с Финляндией у нас по-прежнему паспорта проверяют пограничники, а не штатские, но, по крайней мере, количество проверок снизилось до минимума.
Прошли контроль, посетили магазин Дьюти-фри, получили финские штампы в паспорта и сразу вперед на Хельсинки. Удалось хорошо выспаться. Вообще ночной переезд, это самое удачное сочетание автобуса и дороги. Днем ехать много часов по однообразной дороге не слишком приятное занятие. Лучше потратить время на сон, тем более в комфортабельном автобусе.
Утром мы прибыли в Хельсинки. Первая остановка на Сенатской площади, на которой я уже неоднократно бывал. Здесь самая большая лютеранская церковь в Финляндии, Николаевский собор.
На площади стоит памятник российскому императору Александру II, который возродил парламент в этой республике. Кстати, памятник поставили уже после смерти Александра II и в год, когда умер его сын Александр III. В Хельсинки это центральная площадь, хотя, сколько бы раз я на ней не был, впечатление всегда одно. Здесь как-то тихо и немноголюдно. Представить себе такое где-нибудь на центральной площади в другой европейской столице просто немыслимо, что само по себе говорит о Финляндии как о тихой и уютной стране на окраине Европы.
Далее был парк Яна Сибелиуса с памятником это финскому композитору. Сюда обязательно привозят туристов и этот парк давно уже стал достопримечательностью Хельсинки.
Естественно не забыли мы посетить знаменитую церковь Темппелиаукио, вырубленную в скале и посмотреть на ее орган. Затем было свободное время. Вокзальная площадь, памятник Киви, Финский театр, Шведский театр, памятник Маннергейму на одноименном проспекте, парк Гесперии.
В середине дня нас повезли в бывшую столицу Финляндии город Турку. После переезда примерно в 160 километров мы прибыли в этот портовый город, который по-шведски называется Або.
Зашли в большой кафедральный собор, где в отличие от предыдущей церкви орган действительно играл в тот момент. Было очень приятно послушать такую музыку под высокими сводами собора.
Следующая остановка была в порту, где мы зашли на самый большой паром, на котором я когда-либо плавал (или ходил, как говорят моряки, но я ведь не моряк). Это была 12-этажная «Силья Европа», финского морского паромного оператора, который впоследствии был куплен эстонской компанией «Таллинк».
Наш автобус также благополучно заехал на одну из грузовых дек. Паром, между прочим, вмещал до 400 автомобилей.
Нас поселили в четырехместной каюте со старичками из Петрозаводска. Они, конечно, были с нашего автобуса. Паром отчалил по расписанию, а я вместе с двумя девчонками из Улан-Удэ пошел посмотреть концерт. Пела одна финская певица на своем родном языке. Песни были отличные, особенно одна медленная. К сожалению, я не запомнил слов и найти эту песню затруднительно, хотя я сразу узнал бы ее, хоть и прошло столько лет.
Дальше были танцы. Финны и шведы, в основном возрастные, танцевали танго. Совершенно потрясающее, трогательное зрелище.
Я прогулялся на самый верх парома. Там была вертолетная площадка. Где-то мимо нас в кромешной темноте проплыл какой-то корабль.
Наутро перед прибытием в Капельшер, паромный терминал недалеко от Стокгольма, мы сходили на завтрак. 15 евро на двоих и шведский стол к нашим услугам. Кстати, сами шведы утверждают, что понятие "шведский стол" придумали русские, а у них неограниченный количеством подходов прием пищи называется "буфет". Легенда это или правда, я не знаю.
После завтрака мы собрали вещи и сошли с парома. Автобус вскоре подъехал. Небольшой переезд и мы оказались в Стокгольме. Естественно, была обзорная экскурсия по городу, сначала по его северной части, затем нас привезли к королевскому дворцу в районе Гамла Стан.
Далее была пешеходная экскурсия в ходе которой, я встретил гида из своей предыдущей поездки. Даже в другой стране можно встретить знакомого человека.
Как всегда было и свободное время. Мы прогулялись до района Кунгсхольмен и побывали возле городской ратуши, где Нобелевские лауреаты получают свои премии.
В середине дня мы, наконец, попрощались со столицей Швеции и автобус по автобану двинулся в южном направлении. Предстояло проехать примерно треть страны, около 640 километров до самого южного порта Швеции Треллеборга.
Поездка не показалась утомительной. Дороги в Швеции отличные, инфраструктура на высоком уровне. Даже скалы возле трассы во избежание камнепада были обтянуты сеткой. Из нескольких остановок самая большая была на озере Веттерн, вдоль которого мы долго ехали.
У нас было примерно полчаса, чтобы прогуляться по берегу и некоторые из нас, не замечая табличку "Частная собственность" весело погуляли у прозрачной воды озера и даже зашли на деревянный помост.
Далее мы продолжили наше путешествие и вечером выехали к побережью пролива Эресунн в окрестностях города Ландскруна. В темноте через пролив были видны огни датского берега. Расстояние до него было около 20 километров.
Мы обогнули Мальмё и поздно вечером прибыли в Треллеборг к датскому парому Scandlines.
Некоторое время пришлось ждать. Я увидел, как ловко работают портовые службы. На моих глазах за полчаса один тягач перетащил три контейнера от фур на паром. Затем мы сами подъехали к парому. Он был комбинированный. Первый этаж с широкими воротами занимали рельсы. Туда въехал товарный поезд с углем. Примерно по пять вагонов три или четыре части поезда встали параллельно друг другу на нижнем этаже. Со второго по пятый этаж были грузовые деки для большегрузных автомобилей. К каждой из них шла своя отдельная эстакада. Мы, прямо не вылезая из автобуса, поднялись на самую высокую на пятом этаже и въехали внутрь. Автобус остался на паркинге, а все пассажиры направились на верхние этажи, с 6-го по 8-й были уже пассажирские каюты. Кстати, наш автобус был единственным на всем пароме, все остальные транспортные средства были грузовиками или легковыми автомобилями.
Паром отправился в Росток с опозданием на 2 часа. Не знаю, что вызвало такую задержку. Когда паром отходил от пристани, я был на верхней палубе и наблюдал за этим процессом. И поразился, по какому узкому фарватеру шел наш паром. Буквально в нескольких метрах от борта парома справа и слева из воды торчали острые камни, столкновение с которыми не сулило ничего хорошего. Были волны, но паром очень точно и ювелирно выруливал из гавани и достаточно быстро набрал ход.
Теперь возникал очень важный вопрос, где ночевать? Из экономии мы взяли сидячие места в общем зале, а не отдельную каюту. Это помещение было похоже на партер небольшого кинотеатра. Сиденья были на большом расстоянии друг от друга и раскладывались, но все равно выглядело все это как-то неуютно для ночлега. Я пошел осмотреться, когда половина нашей группы уже дремала. И нашел игровой зал с автоматами, и увидел там небольшой диван. На нем и переночевал.
Утром я проснулся оттого, что кто-то из пассажиров играл в автоматы. Паром прибыл вовремя, точно по расписанию. Расстояние от Треллеборга до Ростока было около 150 километров и нагнать два часа опоздания нашему парому не составило труда.
Я помню, что самого города Росток так и не увидел. Если ориентироваться на карту, то, скорее всего, мы причалили к грузовому терминалу к северу от Ростока в местечке Круммендорф. Автобус выехал с парома и мы направились на запад в Амстердам. До границы с Нидерландами мы преодолели не менее 400 километров. Далее еще 220 и мы в голландской столице.
Сначала обзорная экскурсия по городу, затем посещение алмазной фабрики возле Королевского музея.
Ничего интересного. Затем была площадь Дам и квартал «Красных фонарей». Там было интереснее, а из кофешопов пахло характерным запахом.
Поздно вечером наш автобус продолжил движение. Мы переместились в соседнюю страну, Бельгию и прибыли в Антверпен. Старинный город, когда-то соперничавший с самим Амстердамом по ювелирной части. Здесь наша группа впервые должна была переночевать не на пароме, а в отеле. Он назывался Кампаниль и был расположен в восточной части города прямо у кольцевой дороги.
Отель сетевой, впоследствии я жил в таких отелях во Франции и Нидерландах.
Поскольку программа тура не предусматривала экскурсию в этом городе, было уже очень поздно, а завтра мы сразу же выезжали в Брюссель, я решил прогуляться по ночному городу самостоятельно. У меня сразу появилась попутчица, а после выхода из отеля, еще две. Таким боевым квартетом под моим руководством и с моей картой, мы двинулись в центральные кварталы города. По дороге нам попался так называемый "Ювелирный квартал", в котором проживают в основном ювелиры и те. кто купил у них квартиры. Старина бросалась в глаза, а памятники стояли, в основном, художникам. Ван Дейку и Рубенсу возле собора Антверпенской Богоматери.
На берегу Шельды мы увидели старинный замок Стен и памятник долговязому Вапперу, который по легенде занимался грабежом на реке.
Возвращались мы обратно уже по другим улицам, немного севернее нашего прежнего маршрута. Город очень понравился.
На следующий день мы позавтракали в отеле и выехали в Брюссель. До него было не более 40 километров. Первым объектом оказался парк мини-Европа со скульптурной композицией в виде строения атома.
Затем королевский дворец, штаб-квартира НАТО, собор святых Мишеля и Гудулы, памятник Дон Кихоту и Санчо Панса и, наконец, свободное время, когда можно было погулять по главной площади Брюсселя Гран Пляс и увидеть Писающего мальчика, который, правда, был на ремонте. Что именно ему чинили, осталось загадкой.
В середине дня мы отправились в Париж. Вечером мы были в пригороде Парижа городке Кретей. Он находится с юго-восточной стороны от столицы Франции и до него можно доехать на метро. Станция Кретей Префектюр, конечная. Очень удобно, поскольку метро было совсем рядом с отелем, который назывался «Кампаниль», как и бельгийский. Поздно вечером мы отправились на метро на экскурсию на Монмартр, богемный район на севере Парижа. Здесь было много интересного. Самое высокое место Парижа, собор Сакре-Кёр, улочки, где жили Пикассо и Ван Гог.
Совсем рядом кабаре Мулен Руж и Пляс Пигаль с районом "Красных фонарей". В ночной мгле хорошо была видна Эйфелева башня. Наше свидание с ней было впереди. А пока мы прогулялись по району, зашли в базилику Сакре-Кёр, где я по неосторожности сделал фото со вспышкой, за что получил замечание от кого-то из прихожан.
Потом, мы прошли мимо дома Картин Денёв и увидели скульптуру выполненную Жаном Маре "Человек, проходящий сквозь стену" из рассказа французского писателя Марселя Эме.
Возле Мулен-Руж мы спустились на станцию метро Бланш и вернулись в отель.
Следующий день в Париже был посвящен обзорной экскурсии по городу с остановками в некоторых интересных местах. Побывали на острове Сите у собора Нотр-Дам де Пари, возле Пантеона, Люксембургского сада, собора дома Инвалидов, на смотровой площадке возле Трокадеро с видом на Эйфелеву башню. На Елисейский полях, проехали возле Триумфальной арки, были на площади Конкор.
И конечно нас привезли сначала в магазин беспошлинной торговли Бенлюкс, а затем в магазин фабрики Фрагонар, где продают духи в одинаковых флаконах с разными названиями и по дешевке.
После этого, все разбежались, кто куда, а мы, и еще две девочки пошли в Лувр. Хороший музей. Нам сказали, что там 700 тысяч экспонатов. А в Эрмитаже 2 миллиона. Не проверял эти цифры, говорю по памяти. Могли и напутать. Фотографировать было можно, но без вспышки. Мона Лиза висела в отдельном зале за стеклом. Фотографировать ее было нельзя, поэтому я сделал всего 5 фото.
Опять заметили, опять ругали. Из художников мне понравились картины итальянца Караваджо и испанца Франсиско де Сурбарана.
Вообще все было на уровне. И скульптуры тоже. Отличный музей и билет стоил что-то около 11 евро. Дальше был Нотр-Дам. Мы подошли к нему и я увидел возле входа, таблички с запретами. Внутри нельзя было ничего пить и есть, кататься на роликах, приходить с собаками, кошками и прочими попугаями, нельзя было говорить по телефону, фотографировать и делать все остальное. Можно было только войти. Когда я вошел, у меня в глазах зарябило от фотовспышек. Я понял, что все запреты это фикция и достал из кармана мороженое фотоаппарат.
Потом был поход к Эйфелевой башне. По дороге я купил у букиниста одну редкую книгу на французском языке, изданную в 1964-м году. Стоила она сущие пустяки.
Возле башни было много очередей и мои друзья по неопытности встали в самую длинную очередь. Я подошел к кассе и прочитал, что она для группового посещения. В другую кассу стояло всего 5 человек. Нам удалось быстро разобраться и очень скоро мы были наверху и смотрели на ночной город. Было очень красиво. Девочки сказали, что на Улан-Удэ совсем непохоже. Не знаю почему, но я им поверил.
Возвращались в отель с приключениями. Нам неправильно сказали на улице, и назвали станцию региональных электричек вместо станции метро. Непосредственно рядом с Эйфелевой башней метро нет. Это большая недоработка парижан. В конце концов, одна молодая женщина арабской наружности, очень хорошо одетая и интеллигентного вида помогла нам найти нужный переход.
Другой день в Париже был посвящен свободному времени. Мы погуляли по Елисейским полям, съездили в район небоскребов Ла-Дефанс.
Потом прокатились до кладбища Пер-Лашез, которое я перепутал с Сен-Женевьев-де-Буа. Я долго искал там Тарковского и Нуриева, но нашел только Ива Монтана, Эдит Пиаф, Мольера и Джимми Моррисона. Это моя ошибка.
Вечером возле оперы Гарнье, где когда-то работал сам Дягилев мы собрались в автобусе и вместо того, чтобы отправляться в Гамбург, ждали одну маму с дочкой, которые заблудились в трех соснах, уже находясь в этом районе целых два часа. С опозданием на полчаса мы выехали в Германию и это был единственный наш ночной переезд в автобусе.
Гамбург встретил нас плохой погодой. Шел очень неприятный моросящий дождь. Этот город вообще знаменит отвратительным климатом и постоянными дождями. Сначала была обзорная экскурсия по городу, потом ратушная площадь, набережные, улица Репербан с кварталом "Красных фонарей", которых мы уже успели насмотреться в Западной Европе.
Была прогулка по улочкам старого города и посещением церкви святого Михаила с памятником Мартину Лютеру.
Нам показали памятник какой-то бабушке, я прослушал, кому именно и был уверен, что это их аналог Бабы-Яги или волшебницы из сказок, однако, на памятнике были годы жизни, поэтому, это был кто-то другой. На всякий случай я поискал, кто это.
Мы погуляли по городу, по Ост-Вест-штрассе, купили кое-что из одежды в магазине Dressmann, зашли в супермаркет Pennymarkt и на центральный вокзал, где я воспользовался интернетом.
Потом был обратный путь в Росток и снова датский паром.
На этот раз, я нашел на пароме Scandlines большое кафе, в котором было множество диванов вместо стульев и по моему предложению, почти вся наша группа легла спать на эти диваны, подложив под голову рюкзаки. Это был первый мой героический поступок в этом путешествии. Кстати, никто нас не прогнал с диванов и вообще не ругался. Все отлично выспались. Опыт ценная штука.
Потом был переезд в Стокгольм и на этот раз мы сходили в бесплатный национальный музей, где была неплохая экспозиция.
Паром Силья Фестиваль повез нас не в Турку, а на этот раз сразу в Хельсинки.
Одна женщина с нашей группы потеряла фотоаппарат и обратилась ко мне, чтобы я попробовал его найти. Я пошел на стойку информации и объяснил, что фотоаппарат был потерян там-то и там-то. Его сразу вернули. Это был второй мой героический поступок в поездке. Больше я не строил из себя героя и вел себя, как и все остальные. В ту ночь был страшный шторм и весь корабль ходил ходуном. Треск стоял повсюду. Казалось, что сейчас что-то лопнет и мы пойдем ко дну. А ведь в ресторане танцевали шведы под диско обработки группы «Queen».
Но как смотреть шоу, если стол, за которым ты сидишь, все время куда-то уезжает. Это очень отвлекало. Еще одним любопытным моментом было то, как я шел по лестнице. Я сделал один шаг вниз, потом еще, а когда делал третий, корабль съехал с большой волны вниз. Моя нога, которую я опускал на ступеньку, так и повисла в воздухе, потому, что сама ступенька куда-то уехала вниз. Это было потрясающее ощущение, которого со мной больше никогда потом не было. Это очень трудно описать, но выглядело это очень весело. Корабль конечно не затонул, а то бы эту историю писал кто-то другой, повествуя, как на его глазах утонул идущий мимо паром.
Но на этом история не заканчивается. Я и пара девчонок, которые гуляли со мной в Антверпене, устроились в вестибюле возле лифта и пережидали там шторм. В каюте почему-то было тяжелее переносить эту качку. Сначала к нам подсел один иностранец и немного поболтал с нами. Он водитель-дальнобойщик и его фура была на этом же пароме. Потом он ушел, а к нам присоединился какой-то молодой швед лет двадцати. Он рассказывал, что живет в Стокгольме, говорил, как дорого стоит жилье в городе, особенно на островах, жаловался, что норвежцы живут богаче. И пока мы вчетвером беседовали, мы увидели такую картину. В хлам пьяные старик со старухой, вероятно шведы, одетые как аристократы, шатаясь и от качки и от выпитого спиртного, подошли к лифту и вызвали его. Потом, когда двери открылись, старый джентльмен зашел внутрь, а вот его даму как-то очень сильно повело и она весело чебурахнулась на пол, запустив с ноги туфель куда-то очень далеко. При этом ее кавалер продолжал стоять неподвижно, хлопая глазами, как ни в чем не бывало. И действительно, мало ли, что там падает. Может так надо. Мы с этим парнем быстро подняли тетушку на ноги, принесли ее туфлю, даже надели ее и удерживая лифт, нажали какую-то кнопку наугад, потому что старик продолжал стоять и сам что-либо нажимать явно не собирался. Надеюсь, мы угадали и они приехали куда надо. Вот такая история.
Мы прибыли в Хельсинки живые, хоть и потрепанные. Прогулялись по городу, а потом поехали на границу. Дальше все как обычно. Питер, Московский вокзал и домой.
Поездка была увлекательной. За счет четырех паромных переходов мы здорово сэкономили на отелях, ведь мы не только плыли, но и ночевали. Программа была интересная, все остались довольны, особенно понравились паромы. Что-то в этом есть.
Спасибо за внимание.