Найти тему
RelaxGoodMusic

Т-34. Рождение самого массового танка Второй мировой

Средний танк Т – 34 - один из ярчайших символов Великой Отечественной войны. Танк Победы. Но для множества людей, не разбирающихся в танкостроении, Т-34 является единым танком, хотя модификаций и вариантов исполнения его было множество. Разные пушки и разные башни, иногда разная толщина бронирования и удельная мощность двигателя – и всё равно это Т-34.
Т-34 с пушкой Л-11
Т-34 с пушкой Л-11

В этой статье я хочу осветить начальный этап в жизни этого танка и первоначальную его версию.

Название это появляется в декабре 1939 года в постановлении Комитета обороны № 443, когда на базе танка А-32, с внесенными в конструкцию поправками, появляется проект нового танка, с усиленной до 45 мм броневой защитой. Увеличение бронезащиты явилось следствием опыта применения танков БТ-5 и Т-26 в период гражданской войны в Испании 1936 – 1939 годов, продемонстрировавшего усиление роли противотанковой артиллерии. Тонкобронные танки стали слишком легкой мишенью для пушек калибром 25-47 мм.

Детище Михаила Ильича Кошкина рождалось в муках, что было вполне оправдано. Ведь цель создания среднего, но при этом быстроходного танка была поставлена гораздо раньше, в 1934, что вылилось в опытный образец – танк Т-29. В серию эта машина не пошла, но четко обозначила цель – средний быстроходный танк, имеющий усиленное бронирование и более мощное, чем танки семейства БТ, вооружение.

В силу сложности задачи, к её решению подошли опытным путем, пробами и ошибками. Попутно, Кошкиным и его соратниками успешно прошла модернизация танка БТ-7М, с установкой на него дизельного двигателя В-2, который впоследствии устанавливался и на тридцатьчетверку. Развивая семейство БТ, Кошкин и комиссия Комитета Обороны оказались на перепутье: создавать танк на гусеничном или колесно-гусеничном ходу. На руках у конструкторов и чиновников были три проекта – один колесно-гусеничный А-20 и два гусеничных, один из которых, А-32, в силу лучшей проходимости и возможности дальнейшего усиления бронирования, в конечном счете, после сравнительных с А-20 испытаний, был принят на вооружение РККА.

А-20
А-20
А-32
А-32

Танк был принят с наклонной броней в 45 мм и пушкой Л-11 калибра 76 мм. В наследство от своих предшественников, Т-34 получил подвеску Кристи.

Но впереди были испытания новых машин и их демонстрация партийной верхушке и лично Сталину. Две первые опытные машины должны были быть изготовлены и пройти заводские испытания к марту 1940 года.

Опытные образцы обкатывались под Харьковом. Испытания показали соответствие заявленным характеристикам. Боевой вес 26,6, т.; дизель В-2 мощностью 500 л. с.; максимальная скорость — 54 км/ч; броневая защита — толщиной 45 мм (35 — 15- 10). Удельная мощность 18,79 л. с. на тонну веса, экипаж – 4 человека.

Оставалось доставить танки в Москву. Ночью с 5 на 6 марта, в сопровождении тяжелых тягачей «Ворошиловец», танки своим ходом отправились в столицу. Преодолеть они были должны около 750 км, причем вне дорог общего пользования и в обстановке полной секретности. Конструкторы не страдали наивностью и поэтому везли с собой адекватный запас деталей, узлов и агрегатов – провал этого задания стоил бы им очень дорого. Вполне предсказуемо было и то, что одна из машин, а возможно и обе, в дороге сломается. Это и произошло с танком под номером 2 под Белгородом. Обрыв главного фрикциона и последующий ремонт вынудил колонну разделиться. Впрочем, по прибытии обеих машин на место – машиностроительный завод № 37 – оба танка были отремонтированы с заменой узлов и агрегатов. И это было вполне ожидаемо от новой и пока «сырой» ещё машины.

17 марта 1940 года Т-34 предстал перед правительством и лично Сталиным. Верховный машину одобрил, нарёк «первой ласточкой» и дал путёвку в жизнь. Далее последовали полигонные испытания с обстрелом прямой наводкой и ходовые испытания на Карельском перешейке – линии Маннергейма. Получив в результате некоторые изменения в части башни, танк Т-34 31 марта 1940 года был поставлен в серийное производство. Но конструкторам было прекрасно понятно, что машина нуждается в серьезной доработке. Сделать это было труднее и тем, что Михаил Ильич Кошкин крайне подорвал свое здоровье во время пробега Харьков – Москва и обратно. Пневмония, последовавшее за ней удаление одного легкого и как итог – скоропостижная кончина 26 сентября 1940 в возрасте 41 года.

Михаил Ильич Кошкин
Михаил Ильич Кошкин

В июне 1940 года с конвейера сходят первые серийные тридцатьчетверки, а уже в июле того же года случается знаковое событие – Харьковский завод №183 прекращает производство легкого танка БТ-7М. Все силы концентрируются на новом танке, и заводу дается задание провести модернизацию машины, с увеличением лобовой брони до 100 мм и установкой в цельноштампованную башню новой пушки Ф-34. В коробке передач танка появляется пятая передача. Лобовую броню в итоге оставили прежней, толщиной 45 мм, расположенной под углом 60° Машина получила обозначение Т-34М. Работы осуществлялись под началом ученика Кошкина – А.А. Морозова.

25 октября 1940 года из наркомата обороны Харьковскому заводу № 183 поступало распоряжение предоставить для испытаний три серийных танка Т-34. И эти испытания едва не стоили танку полного списывания в утиль. Все его недостатки моментально выплыли наружу – это и плохая оптика, и теснота, обусловленная подвеской, и ненадежность ходовой части и главного фрикциона. Башню и боевое отделение потребовали увеличить, ведь многие проблемы танка тогда стало бы решить гораздо проще. А до этого момента, предполагалось снять недоработанный танк с производства и возобновить выпуск БТ-7. Приказ об этом был подписан заместителем наркома обороны, маршалом СССР Г.И. Куликом. Только твердая позиция руководства Харьковского завода, отстаивавшего свое детище на самом высоком уровне, вплоть до приемов у заместителя председателя СНК СССР Клима Ворошилова, позволила танку остаться в серии. Ворошилов в машину поверил. Катастрофа случилось, если бы в серию вернули устаревающие танки БТ-7М. Эти машины достигли предела модернизации и стали бы еще более легкими мишенями для новых танков панцерваффе.

А Т-34 пошел в дальнейшую модернизацию, включавшую в себя установку более мощной пушки Ф-34 и новых литой и штампованной башни. Однако провести полную модернизацию времени все же не хватило и, с началом войны, все модернизационные работы были возможны только при условии их осуществления прямо в ходе производства. Стране нужны были танки, их качество и отзывы военных отошли на второй план. Причем на момент начала войны, Т-34, со всеми своими недостатками, был практически неуязвим для противотанковых пушек и танков Германии. Рассмотреть танк Т-34 с пушкой Ф-34 с разных ракурсов можно тут.

Т-34-76 с пушкой Ф-34
Т-34-76 с пушкой Ф-34

И тут важно понимать следующее: тот танк Т-34, который был окрещен Сталиным «первой ласточкой» и танк Т-34, даже не тот, что брал Берлин, а просто 1941-43 годов выпуска - были практически разными машинами. Этот танк, обладавший массой недостатков, не должен был стать основным танком РККА и самым массовым танком Второй Мировой войны. По-хорошему, при наличии буквально пары лет, Т-34 просто стал бы переходным танком к более совершенному и перспективному Т-44. Тем более, что разработка такового уже начиналась. Т-34 просто не мог обойтись без совершенно неизбежных несовершенств, поэтому людей, которые кричат о таковых, крайне нелестно отзываясь об этом танке, я прошу посмотреть на первые варианты немецкого PzKpfw V Panther - «Пантеры», кою многие называют лучшим танком Второй Мировой. Даже мощь германской промышленности, при наличии на порядок лучшей оптики и узлов с агрегатами, не смогла сходу создать идеальную боевую машину. И это при том, что наш (такой несовершенный и ненадежный) Т-34 и послужил причиной создания той же «Пантеры» и косвенно – «Тигра». Ведь до их появления, танков, способных противостоять тридцатьчетверке у Германии не было. Т-34 же был основным в Советской армии вплоть до 1947 года.

Танк Т-34 явился новым этапом в развитии танкостроения, это было продвижение вперед, новый подход, пусть в танке использовалась уже устаревающая подвеска Кристи. Да, это продвижение пришлось на годы Второй Мировой, но отказ от тридцатьчетверки, вследствие нелестных отзывов танкистов и высоких чинов армии, повлек бы за собой ещё большие потери от использования устаревших БТ, чем те, что произошли от использования нового танка.

Любимый ход критиков Т-34 – рассказ о том, что заводы в войну производили машины низкого качества, особенно завод "Красное Сормово", с крайне плохим обзором, наличием рации только у командирского танка, часто упоминаются даже тридцатьчетверки с карбюраторными авиационными двигателями, прошедшими несколько ремонтов, вместо дизелей. Или что запчасти от одного тридцатьчетвертого не подходили для другого, произведенного на другом заводе или даже в разных партиях одного завода. Такие ходы в дискуссиях по Т-34 являются просто некорректными уловками в споре, начисто игнорирующими эвакуацию заводов, нехватку материалов, квалифицированных производственных кадров и, банально, времени. Да, танки с авиационными двигателями были. И они также внесли свой посильный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Публикация этой статьи на странице Вконтакте