Однажды я встречала в аэропорту японских туристов и ко мне подошёл знакомый. Мы разговорились о работе, и он сказал, что гидом работать крайне выгодно. Отдыхаешь с японцами весь день, а тебе ещё и деньги платят за это. В конце он добавил: "Мне гид Вася рассказал, как на выходных с японцами в баню ходил. Хочу, как гид Вася, париться в бане и деньги получать".
Я от удивления даже не знала, что ответить. Мою профессию ещё никто так не обесценивал. Человек почему-то решил, что это не тяжёлый труд, а сплошной релакс. С японскими туристами я начала работать в 2010 году. Закончила специальные курсы и стажировалась с опытными гидами. Уже тогда я поняла, что это работа, на которой не расслабишься.
Что конкретно делает гид?
🎌Везде сопровождает японцев и проводит на ногах по 10-12 часов в день.
Мой стандартный рабочий день начинался в 8-9 часов утра. Я ехала в гостиницу, где живут туристы, или встречала их с поезда из Владивостока. Встретилась, познакомилась, узнала, как у них дела и погнали на экскурсию.
Некоторые думают, что японцев везде сопровождает русскоязычный экскурсовод, а гид только переводит. Нет, всю информацию на японском языке я знаю наизусть и рассказываю туристам самостоятельно.
Иногда бывают исключения, когда мы ездим на экскурсию в нанайскую деревню Сикачи-Алян или в Биробиджан. Там есть местные экскурсоводы, и я перевожу то, что они говорят, на японский язык. Рабочий день заканчивался в 20-21 часов вечера. Итого полдня я проводила на ногах.
🎌Следила за расписанием экскурсий, питанием, общалась с водителем.
У японцев весь план пребывания в России расписан буквально по часам. Заранее запланировано, куда они поедут, чем они будут заниматься и что кушать. План нарушать нельзя! Я не могла просто взять и выкинуть экскурсию, даже если по погодным условиям мы туда не попадаем.
Например, был запланирован круиз по Амуру, а из-за сильного дождя его отменили. В таких ситуациях я обязательно должна извиниться, объяснить, почему экскурсии не будет, и предложить что-то другое взамен. Если я молча выкину что-то из плана, то туристы вернуться в Японию и напишут огромную жалобу, что план тура не соответствовал действительности.
В плане полностью прописано меню, и я следила за едой в ресторане. Не дай боже, что-то перепутают и подадут не то. Это снова жалоба и разборки. Общение с водителем - это вообще отдельный вид мастерства. Водитель должен хорошо понимать, куда надо ехать, и парковаться так, чтобы туристам было удобно выходить и недалеко идти до цели.
🎌Выполняла любые пожелания японцев (ну, почти любые).
Есть одно негласное правило в работе гида - туристам нельзя говорить "нет". И хоть в лепёшку разбейся, отказывать нельзя, даже если просьбу выполнить невозможно. Просит, например, турист отвести его в магазин, где продаётся вот такой сувенир, и картинку показывает. А у нас давно таких сувениров нигде нет. Вот и начинаю его катать по магазинам, чтобы он сам удостоверился, и выбрал что-то другое.
Или спрашивает турист, как называется вот этот цветок. А там полевой какой-то жёлтый цветёт, откуда я знаю, как он называется. Я обещаю поискать название. Если получается нагуглить, потом рассказываю, что за цветок был. Если нет, то нет.
Или приезжает важный бизнесмен и говорит, что русский хлеб невкусный, чёрствый какой-то. Я киваю, и во всех ресторанах мы срочно хлеб меняем на булочки. А этот важный бизнесмен потом к булочкам даже не прикоснулся ни разу. Подобные ситуации случаются постоянно. Надо иметь выдержку, терпение и желание разруливать проблемы без скандалов.
Получилось у меня убедить в том, что работа гидом сложная? Или шахтёрам труднее?
Мне приятно, что вы читаете мои статьи до самого конца.🌷 Подписывайтесь на канал, тогда мы не потеряемся в ленте Дзена.