Обычные зрители привыкли просто смотреть кино, но настоящим поклонникам искусства этого уже давно мало. Они не только знакомятся с новинками и классикой, но еще и изучают книги, посвященные теме. Многие из них написаны самими кинематографистами, а другие созданы опытными критиками.
Минутка настоящего искусства: еще 5 фильмов, которые изучают в киношколах
Именно о лучших изданиях, посвященных кино и пойдет речь в данном материале. Я расскажу о книгах про кино, с которыми ознакомилась сама, а также упомяну про те из них, что рекомендуют на сценарных курсах и в полицеальной школе, где я сейчас обучаюсь на факультете «Помощник кинопроизводства».
Дэвид Линч. «Поймать большую рыбу»
Об этой книге я узнала из интервью Антона Долина Юрию Дудю. В нем Долин расхвалилвал издание, объясняя, как оно изменило его жизнь. О чем же книга? По сути, это рассуждение о медитации в контексте творчества. Режиссер рассказывает, как он создавал свои фильмы, как искал вдохновение в самые тяжелые минуты кризисов.
А Линчу действительно есть, что рассказать. Это один из самых загадочных режиссеров мира, картины которого можно смотреть бесконечно. Вспомним хотя бы фильм «Малхолланд Драйв», содержание которого довольно сложно осознать с первого раза.
Так что, если Вы всегда хотели окунуться в фантазии Линча и узнать, что творится в его голове, то книга подходит идеально. Повествование выстроено довольно своеобразно, но где-то через полчаса чтения к этому привыкаешь.
Антон Долин. «Ларс фон Триер. Контрольные работы»
Раз уж речь зашла о главном кинокритике России, то странно было бы не написать про одну из его книг. Вообще у Антона Долина много хороших изданий, заслуживающих внимания. У него есть и размышления о советском кино, и анализы отдельно взятых картин. Но, пожалуй, самая сильная работа Долина - именно книга о Ларсе фон Триере.
Во-первых, тут есть сложный и подробный анализ всех лент фон Триера. Вместе с автором Вам удастся проследить за тем, как режиссер создает свои работы. Во-вторых, Антону удалось взять о Ларса интервью, а постановщик крайне редко откровенничает с журналистами. В-третьих, из книги можно почерпнуть информацию о постановщике, которую в принципе трудно найти в свободном доступе. Одним словом, подробная и очень качественная работа.
Александр Митта. «Кино между раем и адом»
Это, можно сказать, основополагающее произведение, рассказывающее о том, как создавать кино. Я дважды проходила сценарные курсы от разных киношкол, и все преподаватели неизменно советовали это издание. Считается, что режиссеру Александру Митте удалось простым языком рассказать про все нюансы работы в индустрии.
5 фильмов Каннского кинофестиваля, которые уже наделали шума и обязательны к просмотру
Стоит сказать, что эта книга подходит скорее для тех, кто хочет трудиться в сфере кино. Об истории кинематографа и конкретных фильмах здесь рассказывается не так уж и много. Скорее это взгляд на внутреннее устройство индустрии.
Майя Туровская. «7,5 или фильмы Андрея Тарковского»
Андрей Тарковский — главный советский режиссер. Спорить с этим сложно, ведь каждая картина постановщика признана шедевром как российскими, так и западными критиками. При этом фильмы Тарковского понимают далеко не все зрители. Это сложные размышления о смысле жизни, пропитанные воспоминаниями самого автора.
Так вот, если Вы всегда хотели разобраться в творчестве Тарковского, но не знали, как это сделать, то самое время купить книгу Майи Туровской. В ней автор не просто подробно рассказывает о каждом фильме маэстро, но еще и объединяет их все в одну Вселенную, ищет в картинах общие черты, рассуждает о фирменных символах Тарковского. Среди многочисленных книг о советском гении эта одна из самых лучших.
Пожалуй, буду заканчивать. Надеюсь, обзор был Вам интересен. В дальнейшем постараюсь почаще делиться такими подборками.
Фото: кадры из фильмов «Меланхолия» и «Зеркало»