Найти тему
Основной аэродром

📅 Первый полёт легендарного МиГ-17 и самолёт-разведчик Lockheed U-2. День в истории авиации» №83 (26 июля—1 августа)

Оглавление

Штурмовик для защиты английских пляжей, истребитель с толкающим винтом, самолёт студента Горной академии и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

26 июля

26 июля 1949 года — первый полёт реактивного истребителя МиГ-17. /СССР/

Хотя серийное производство МиГ-15 началось в 1949 году, в ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича уже велись работы над его сменщиком. Причинами послужили невозможность преодолеть звуковой барьер и плохая управляемость МиГ-15 на околозвуковых скоростях. Новый истребитель получил обозначение МиГ-17.

Это был среднеплан с крылом двойной стреловидности. Стреловидность по передней кромке — 49° (у МиГ-15 — 37°). Двигатель ВК-1А с тягой 26,5 кН позволял развить максимальную скорость 1114 км/ч. Дальность полёта — 1295 км. Вооружение — 1 × 37-мм пушка Н-37Д + 2 × 23-мм пушки НР-23 + до 250 кг бомб.

МиГ-17 не выпускался так массово, как МиГ-15 (10 870 самолётов против 15 560), но стал одним из самых распространённых истребителей в мире. Стоял на вооружении 38 стран мира, а в Северной Корее используется до сих пор. МиГ-17 принимал участие в войне во Вьетнаме и боевых действиях на Ближнем Востоке.

27 июля

27 июля 1940 года — первый полёт экспериментального самолёта Westland P.12 Lysander Delanne (он же Westland Wendover). /Англия/

В 1940 году компания Westland Aircraft предложила свой проект многоцелевого самолёта P.12 Lysander Delanne. Его планировалось использовать для тренировки стрелков хвостовой турели бомбардировщиков. Также рассатривался вариант применения его как штурмовика для атаки высаживающегося десанта (британцы опасались немецкого вторжения).

За основу взяли вспомогательный самолёт Lysander и доработали его — хвостовое оперение стало двухкилевым и в задней части фюзеляжа установили турель с 4 × 7,7-мм пулемётами (на прототипе стоял макет). Получился самолёт тандемной схемы — с высокорасположенным передним крылом и низкорасположенным задним. Оснащался двигателем Bristol Perseus XII (890 л.с.) Максимальная скорость — 360 км/ч, дальность полёта — 800 км.

Построили лишь 1 прототип P.12 Lysander Delanne, который не смог пройти лётные испытания (по другим сведениям, самолёт летал вполне успешно). В серийное производство его не запустили и использовали лишь для испытательных полётов. В 1944 году в одном из них P.12 Lysander Delanne разбился.

28 июля

28 июля 1930 года — первый полёт лёгкого самолёта Sido S-1. /Польша/

Краковский аэроклуб был основан 30 января 1928 года. Среди его основателей в основном были студенты Горной академии. Один из них — Юзеф Сидо (Józef Sido) — в 1929 году спроектировал свой лёгкий самолёт Sido S-1 для обучения и тренировок лётчиков в аэроклубах.

Sido S-1 представлял собой двухместный высокоплан с крылом типа «парасоль» и неубираемым шасси. Самолёт смешанной конструкции: каркас фюзеляжа сделан из стальных труб, крыло деревянное, обшивка — полотно и фанера. На разных вариантах ставились разные двигатели. С мотором WZ-7 (80 л.с.) развивал крейсерскую скорость в 140 км/ч. Дальность полёта — 700 км.

Кроме учебных полётов, планировалось, что Sido S-1 примет участие в авиационных соревнованиях Challenge 1930. Но его подвёл двигатель. Всего было выпущено 5 самолётов. Они использовались в Краковском аэроклубе (2 самолёта, до 1934 года) и Варшавском аэроклубе (3 самолёта, до 1939 года).

29 июля

29 июля 1960 года — первый полёт пассажирского самолёта Nord 260. /Франция/

В конце 1950-х годов конструктор Макс Хольст (Max Holste) занимался разработкой транспортных самолётов, способных заменить Douglas DC-3/C-47 Skytrain в ВВС Франции. Одним из проектов был турбовинтовой Max Holste MH.260 Super Broussard. Т.к. своих производственных мощностей компании Avions Max Holste не хватало, то она подписала контракт с Nord Aviation и самолёт был переименован в Nord 260.

Это был высокоплан с фюзеляжем квадратного сечения и убираемым шасси. Оснащался 2 × турбовинтовыми двигателями Turbomeca Bastan IV (985 л.с.) Брал на борт 23 пассажира или 3800 кг груза. Крейсерская скорость — 380 км/ч, дальность полёта — 1500 км.

После успешных испытаний, был заключён контракт на постройку предварительной партии в 10 самолётов Nord 260. Но успели построить всего 8 — Nord Avation сфокусировалась на более перспективном Nord 262. Построенные Nord 260 успели полетать в ВВС Франции, а/к Air Inter и др.

30 июля

30 июля 1943 года — первый полёт истребителя Saab J 21. /Швеция/

Проведённый ещё до начала Второй мировой войны анализ боеспособности ВВС Швеции показал, что множество проблем. Самолётов было мало, они, в основном, были иностранного производства и устаревшими. Для исправления ситуации ВВС, кроме закупки новой техники за рубежом, поддерживало и национальные проекты. Среди них был и истребитель J 21 от компании Saab.

J 21 был самолётом нетипичной конструкции — низкоплан с толкающим винтом и двухбалочным хвостовым оперением. Оснащался двигателем Daimler-Benz DB 605B (1455 л.с., производился в Швеции по лицензии) Максимальная скорость — 560 км/ч, дальность полёта — 1650 км. Вооружение — 1× 20-мм пушка Akan m/45 + 4 × 13,2-мм пулемёта + до 700 кг бомб/ракет.

Было выпущено 298 истребителей Saab J 21. Все они поступили в шведские ВВС. В военных действиях не участвовали и были сняты с вооружения в 1954 году. На базе J 21 будет разработан первый шведский реактивный истребитель Saab 21R.

31 июля

31 июля 1951 года — первый полёт лёгкого вертолёта SNCASE SE.3120 Alouette. /Франция/

После ряда экспериментальных проектов компания Société nationale des constructions aéronautiques du Sud-Est (SNCASE) начала разработку вертолёта SNCASE SE.3110, который собиралась выпускать массово и продавать. Его особенностью была необычная схема с двумя рулевыми винтами. Но ещё до постройки первого прототипа стало ясно, что лучше попробовать классическую схему. Так появился проект SE.3120 Alouette.

Это был одновинтовой вертолёт традиционной схемы с одним рулевым винтом. Шасси могло быть колёсным и лыжным. Двигатель Salmson 9NH (200 л.с.) позволял развить максимальную скорость в 201 км/ч, а топлива хватало на 2 часа 15 минут полёта.

Построили 2 прототипа SE.3120 Alouette. Хотя они и показали себя хорошо, но серийно вертолёт не производили. Проблема была в малой мощности двигателя. SNCASE решила не доделывать проект, а переключиться на более перспективный SE.3130 Alouette II.

1 августа

1 августа 1955 года — первый полёт высотного стратегического разведчика Lockheed U-2. /США/

В условиях Холодной войны США нуждались в «несбиваемом» высотном самолёте для выполнения разведывательных полётов над территорией СССР. В 1954 году компания Lockheed начала работу над таким проектом. Самолёт получил обозначение U-2. Руководил проектом конструктор Кларенс «Келли» Джонсон (Clarence «Kelly» Johnson).

U-2 представлял собой среднеплан с узким фюзеляжем, крылом большого удлинения и тандемным шасси. Оснащался (в варианте U-2A) двигателем Pratt & Whitney J57-P-37A с тягой 50,7 кН. Крейсерская скорость — 741 км, дальность полёта — 4633 км, рабочая высота — 21335 м.

Самолёт продемонстрировал отличные лётные характеристики. Уже в 1956 году он начал выполнять разведывательные миссии. Всего было выпущено 104 самолёта Lockheed U-2, использовавшихся ВВС США, Великобритании, Тайваня, а также NASA. Около 30 самолётов U-2S и TU-2S стоят на вооружении американскими ВВС и сегодня.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории