Найти в Дзене

Психогимнастика для детей с ОВЗ.

Давненько я не писала на тему детей с ограниченными возможностями здоровья. Помнится, в одной из своих статей на эту тему, я обещала опубликовать статью на тему психогимнастики. Сегодня я расскажу вам что это такое и как заниматься психогимнастикой для развития и коррекции детей с ОВЗ.

Так что же такое психогимнастика? Ну, простыми словами - это такой метод организации учебно-воспитательного процесса, при котором участники этого процесса (и воспитанник, и воспитатель) общаются без помощи слов.

Основная цель такой гимнастики - научить ребенка справляться с жизненными трудностями, адаптировать его к окружающей среде, при помощи различных эмоций.

Писать лекцию по поводу пользы этого метода не буду. Не все читатели Дзена поймут специфические психолого-педагогические термины. Лучше прямо вот упражнения вам опишу.

-2

Для детей младшего дошкольного возраста:

  • "Тише". Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
  • "Иди ко мне". Ребенок манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
  • "До свидания!" От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»
  • "Нова кукла". Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
  • "Лисенок боится". Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
  • "Ваське стыдно". Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала. Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
  • "Это я! Это мое!" Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п. Мальчик отвечает жестом. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!» Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!»
  • "Любящие родители". Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью. Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.
-3

Для детей старшего дошкольного возраста:

  • "Заколдованный ребенок". Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.
  • "Противоположные движения". Дети становятся в две шеренги друг против друга. На начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает. И т. д.
  • "Посещение больного". Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливо поправляет одеяло.
  • "Робкий ребенок". Ребенок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот обидят. Сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
  • "Спать хочется". Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.
  • "Соленый чай". Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту! Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен - ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.
  • "Момент отчаяния". Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.
  • "Встреча с другом". У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу. Объятие, улыбка.
-4

Вы предлагаете ребенку ситуацию - он должен без слов показать эмоции, которые он при этом испытывает.

#дети с овз #детская психология #психогимнастика #коррекция поведения #коррекция психики

Спасибо за внимание. Если вам понравилось - ставьте палец вверх, пишите комментарии, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Вам может быть интересным:

"Особенные" дети в обычных образовательных учреждениях. Проблемы инклюзии в образовании.

"Особенные" дети в обычных образовательных учреждениях. Методы работы с такими детьми в ДОУ.

"Особенные" дети в обычных образовательных учреждениях. Какими должны быть действия педагогов?