То, что природа забирает одной рукой, она дарит другой.
Роман, который сложно описать и с чем-то сравнить, но я попробую.
Медали сковывали ее, как пояс верности. Кто осмелится взять в жены умную и образованную девушку? Только кто-нибудь, отвечающий еще более высоким стандартам.
История начинается с одной супружеской пары, где муж и жена постепенно выстраивают отношения не такие, как принято в обществе. Впрочем, такие, как принято, в романе тоже присутствуют и довольно много. Просто это не так интересно. Все обычное, стандартное и известное не так вызывает интерес, как диковинное. А равенство в браке до сих пор считается диковинкой, и уж тем более в некоторых азиатских странах.
В широтах тягот и на долготах опасений супружеская жизнь, в которой царит равенство, была до сих пор редким и незадокументированным феноменом - примерно как китовые роды в Антарктике или спаривание белых слонов в Южной Азии.
В книге четыре части, каждая стоит особняком и в то же время связана с другими. История плетется, вьется, перетекает из одной местности в другую, переходит с одних персонажей на других. Она как перелетная птица - может вещать поступательно и размеренно, а может возвращаться к уже сказанному. Знай - следи за нитью.
От слов у нее болела голова, поэтому она бросила школу и посвятила себя целиком рыбалке и охоте.
Только разочаровавшись во всех своих романах, она поняла, что недооценила того американца. Ведь деньги - высочайшая форма уважения в мире. Все остальные только и знали, что тянуть их с нее, и лишь он предлагал обратное.
Ей было всего четырнадцать. Слишком молода, чтобы чувствовать любовь или желание, думала она позже. Наоборот, впервые увидев его голым, она ужаснулась: оказывается, под одеждой мужчины ничем не отличаются от собак, слонов и коней.
Всем здесь найдется место - "и слону, и даже маленькой улитке". Тот момент, когда автор прекрасно дает понять, что венец творения - это не человек. Он всего лишь один из объектов того, что получилось у Вселенной. Есть сила мощнее и властнее, которой в итоге подчиняются все. И насколько все взаимосвязано, у каждой песчинки своя роль, поэтому не стоит недооценивать даже ископаемую ракушку.
В облике снежинок на землю сыплются миллионы возможностей - наискосок, кружась.
У нее пятеро детей, тринадцать внуков и без счета правнуков. Она стара и мудра, как сам процесс размножения.
Это магический реализм, но я бы не стала приплетать сюда Гарсия Маркеса (ни его "пару" - Исабель Альенде). Можно упомянуть Курниавана, как "земляка", но у того все же больше акцент на людях. И пишет он резче, грубее. Его персонажи как топором вырубленные - четко и без поправок. У Сваруп все мягче, тоньше, деликатнее. Образы призрачнее и многограннее.
Мужчина, женщина и ребенок слепо глядят с борта лодки на тех, кто в ней сидит. А может, это три дерева? Или три птицы? Ей кажется, что она узнает их, но сомнения остаются. Реальность редко склоняется перед фантазией.
"Широты тягот" - это такое панно, сотканное из множества ситуаций, мыслей, действий, мифов и легенд. Притянешь к себе клочок поближе, а за ним целая жизнь. Порой счастливая, порой не очень, иногда спокойная, а иногда полная революционных идей и военных действий. Любовь и ненависть, религия и политика, философия и психология, глубокие знания и невежество тщательно спрятаны за широкими пальмовыми листьями или поданы на красивой тарелочке, как спелый манго, - смотря, какую клеточку панно будешь разглядывать.
Бог не поинтересовался у Марии, хочет ли она родить ему сына, и не спросил у нее разрешения, прежде чем отправить его на крест. [...] В мире, где правили мужчины и боги, только Мэри хватало сострадания на то, чтобы понять боль Девы Марии.
Свои поэты и писатели тут тоже найдутся. И для этого совершенно необязательно выпускать книгу или быть известным на весь мир. Любое искусство - это прежде всего душа творца.
Это самая большая трагедия искусства. Мы можем вообразить себе бога, его врагов, идеологии, с которыми надо бороться, но не способны рассказать ни единой истории, в центре которой не были бы мы сами.
Внезапно ему приходит в голову, что реальность - худшая из всех возможных историй. В ней нет ритма, нет уважения к персонажам.
Роман немного напомнил другую книгу - "Три чашки чая" - некоторыми главами. Не просто местом действия, но и отношением, духом, царящим в народе. Как будто писал один и тот же автор (хотя мы знаем, что это не так).
Когда кровь, пролитая людьми, впитывается в тело земли, ее раны и ссадины не могут зажить... Они только воспаляются. Ваша жестокость и ваши войны - как гангрена для земной плоти.
Очень понравился финал. Возможно, тем, что его сложно им назвать. Совершенно не чувствуется, что это конец. Кажется, что просто пауза, а дальше... будет следующая часть. И еще одна, а потом еще - и так до бесконечности. Это и неудивительно, ведь тема переселения душ и континуума идет твердой поступью сквозь главы романа.
Свобода жить, даже свобода умереть зависела от способности забыть.
Отличная книга, чтобы отключиться от суеты сует и погрузиться в мир, где не надо ничего решать, угадывать, примерять, сравнивать, оценивать. Ты как в сказке, где нужно просто слушать и внимать. Думать можно потом - когда перевернешь последнюю страницу. Послевкусие, оно такое, да.
Другие отзывы на книги на этом канале:
Красота - это горе (Э. Курниаван)
Амели без мелодрам (Б. Константин)
А вот и Полетта (Б. Константин)
"Дорогой, ты меня слушаешь? Тогда повтори, что я сейчас сказала..." (Н. де Бюрон)
Тариф на лунный свет (И. фон Кюрти)
Маленькая коммунистка, которая никогда не улыбалась (Л. Лафон)
Пой, даже если не знаешь слов (Б. Мараис)
Хорошие собаки до Южного полюса не добираются (Х.-У. Тюволд)
Три чашки чая (Г. Мортенсон, Д.О. Релин)
Дом, куда мужчинам вход воспрещен (К. Ламбер)
Ночь, с которой все началось (М. Леви)