Найти в Дзене
Mariamor

Широты тягот

То, что природа забирает одной рукой, она дарит другой.

Роман, который сложно описать и с чем-то сравнить, но я попробую.

Шубханги Сваруп
Шубханги Сваруп

Медали сковывали ее, как пояс верности. Кто осмелится взять в жены умную и образованную девушку? Только кто-нибудь, отвечающий еще более высоким стандартам.

История начинается с одной супружеской пары, где муж и жена постепенно выстраивают отношения не такие, как принято в обществе. Впрочем, такие, как принято, в романе тоже присутствуют и довольно много. Просто это не так интересно. Все обычное, стандартное и известное не так вызывает интерес, как диковинное. А равенство в браке до сих пор считается диковинкой, и уж тем более в некоторых азиатских странах.

В широтах тягот и на долготах опасений супружеская жизнь, в которой царит равенство, была до сих пор редким и незадокументированным феноменом - примерно как китовые роды в Антарктике или спаривание белых слонов в Южной Азии.

В книге четыре части, каждая стоит особняком и в то же время связана с другими. История плетется, вьется, перетекает из одной местности в другую, переходит с одних персонажей на других. Она как перелетная птица - может вещать поступательно и размеренно, а может возвращаться к уже сказанному. Знай - следи за нитью.

От слов у нее болела голова, поэтому она бросила школу и посвятила себя целиком рыбалке и охоте.

Только разочаровавшись во всех своих романах, она поняла, что недооценила того американца. Ведь деньги - высочайшая форма уважения в мире. Все остальные только и знали, что тянуть их с нее, и лишь он предлагал обратное.

Ей было всего четырнадцать. Слишком молода, чтобы чувствовать любовь или желание, думала она позже. Наоборот, впервые увидев его голым, она ужаснулась: оказывается, под одеждой мужчины ничем не отличаются от собак, слонов и коней.


Всем здесь найдется место - "и слону, и даже маленькой улитке". Тот момент, когда автор прекрасно дает понять, что венец творения - это не человек. Он всего лишь один из объектов того, что получилось у Вселенной. Есть сила мощнее и властнее, которой в итоге подчиняются все. И насколько все взаимосвязано, у каждой песчинки своя роль, поэтому не стоит недооценивать даже ископаемую ракушку.

В облике снежинок на землю сыплются миллионы возможностей - наискосок, кружась.

У нее пятеро детей, тринадцать внуков и без счета правнуков. Она стара и мудра, как сам процесс размножения.


Это магический реализм, но я бы не стала приплетать сюда Гарсия Маркеса (ни его "пару" - Исабель Альенде). Можно упомянуть Курниавана, как "земляка", но у того все же больше акцент на людях. И пишет он резче, грубее. Его персонажи как топором вырубленные - четко и без поправок. У Сваруп все мягче, тоньше, деликатнее. Образы призрачнее и многограннее.

Мужчина, женщина и ребенок слепо глядят с борта лодки на тех, кто в ней сидит. А может, это три дерева? Или три птицы? Ей кажется, что она узнает их, но сомнения остаются. Реальность редко склоняется перед фантазией.

"Широты тягот" - это такое панно, сотканное из множества ситуаций, мыслей, действий, мифов и легенд. Притянешь к себе клочок поближе, а за ним целая жизнь. Порой счастливая, порой не очень, иногда спокойная, а иногда полная революционных идей и военных действий. Любовь и ненависть, религия и политика, философия и психология, глубокие знания и невежество тщательно спрятаны за широкими пальмовыми листьями или поданы на красивой тарелочке, как спелый манго, - смотря, какую клеточку панно будешь разглядывать.

Бог не поинтересовался у Марии, хочет ли она родить ему сына, и не спросил у нее разрешения, прежде чем отправить его на крест. [...] В мире, где правили мужчины и боги, только Мэри хватало сострадания на то, чтобы понять боль Девы Марии.

Свои поэты и писатели тут тоже найдутся. И для этого совершенно необязательно выпускать книгу или быть известным на весь мир. Любое искусство - это прежде всего душа творца.

Это самая большая трагедия искусства. Мы можем вообразить себе бога, его врагов, идеологии, с которыми надо бороться, но не способны рассказать ни единой истории, в центре которой не были бы мы сами.

Внезапно ему приходит в голову, что реальность - худшая из всех возможных историй. В ней нет ритма, нет уважения к персонажам.


Роман немного напомнил другую книгу - "Три чашки чая" - некоторыми главами. Не просто местом действия, но и отношением, духом, царящим в народе. Как будто писал один и тот же автор (хотя мы знаем, что это не так).

Когда кровь, пролитая людьми, впитывается в тело земли, ее раны и ссадины не могут зажить... Они только воспаляются. Ваша жестокость и ваши войны - как гангрена для земной плоти.

Очень понравился финал. Возможно, тем, что его сложно им назвать. Совершенно не чувствуется, что это конец. Кажется, что просто пауза, а дальше... будет следующая часть. И еще одна, а потом еще - и так до бесконечности. Это и неудивительно, ведь тема переселения душ и континуума идет твердой поступью сквозь главы романа.

Свобода жить, даже свобода умереть зависела от способности забыть.

Отличная книга, чтобы отключиться от суеты сует и погрузиться в мир, где не надо ничего решать, угадывать, примерять, сравнивать, оценивать. Ты как в сказке, где нужно просто слушать и внимать. Думать можно потом - когда перевернешь последнюю страницу. Послевкусие, оно такое, да.

Другие отзывы на книги на этом канале:

Красота - это горе (Э. Курниаван)

Безумство Мазарини (М. Бюсси)

Амели без мелодрам (Б. Константин)

А вот и Полетта (Б. Константин)

"Дорогой, ты меня слушаешь? Тогда повтори, что я сейчас сказала..." (Н. де Бюрон)

Тариф на лунный свет (И. фон Кюрти)

Призрак Оперы (Г. Леру)

Маленькая коммунистка, которая никогда не улыбалась (Л. Лафон)

Бездна (К. Оно-ди-Био)

Дом сна (Д. Коу)

Пой, даже если не знаешь слов (Б. Мараис)

Дела человеческие (К. Тюиль)

Эйфория (Л. Кинг)

Хорошие собаки до Южного полюса не добираются (Х.-У. Тюволд)

Три чашки чая (Г. Мортенсон, Д.О. Релин)

Человек у руля (Н. Стиббе)

Там, где раки поют (Д. Оуэнс)

Мертвая вода (О. Норек)

Шансы есть... (Р. Руссо)

Дом, куда мужчинам вход воспрещен (К. Ламбер)

Бойня (О. Эриксдоттер)

Ночь, с которой все началось (М. Леви)