Наверное, нет такого человека, который не слышал бы о таинственном районе в Саргассовом море Атлантики, в котором периодически происходят исчезновения морских и воздушных судов. Легенды и версии одна мистичнее другой. Однако подобные происшествия случаются не только там, а и в более близких к нам морях, например в Черном, у западного побережья Крыма. Да-да в этих переполненных ничего не подозревающими женщинами и детьми пляжах и водах Каламитского залива. История Черного моря богата на катастрофы и происшествия. Но мы хотели обратить Ваше внимание на одну из них. Шестеро моряков пропали вместе с судном далеко не в штормовую погоду погожим осенним днем почти 25 лет назад…
Ранним утром 27 сентября 1996 года принадлежащий фирме «Рыбфлот» сейнер-траулер «САОР-3» вышел из Севастополя в Каламитский залив для ловли тюльки. Обычная работа, рядовое событие рыбацкого труда. На другой день капитан А.Иванов дважды выходил на связь с другими сейнерами фирмы и высказывал намерение перебраться поближе к Евпатории, так как квадрат его промысла закрывался военными для учений. Ни в этот день, ни в последующие, связи с «САОР-3» больше не было, а судьба судна и его экипажа не известна до сих пор.
Уже 30 сентября на его поиски вышли два траулера, капитаны которых были последними, кто слышал А.Иванова в эфире. Результат поисков был нулевой, и тогда попытались с учетом ветров и течений рассчитать район возможного местонахождения пропавших, на случай, если судно по какой-то причине потеряло ход и связь. Гидрографы прочертили гипотетическую полосу от Евпатории до о. Змеиный у румынских берегов, как новую область поисков. Но даже помощь военной авиации Черноморского флота к успеху не привела.
Как же могли развиваться события на пропавшем сейнере-траулере? Какие версии произошедшего выдвигались, и какие имеют хоть какую-то перспективу?
Сейнер-траулер «САОР-3» был современным судном отечественной постройки 1991 года и оснащен радиомаяком Космической системы поиска аварийных судов «КОСПАС-SARSAT» .Такие средства спасения были внедрены только в 1993 г.
На Youtube размещен некий видеоматериал, посвященный этим поискам. «Люди в штатском» (можно предположить, что это рыбацкие начальники) с экрана рассказывают, какие меры ими были приняты для поиска судна и рыбаков, как они летали на вертолете над морем и ничего не нашли. Можно предположить, что цель этого видео хоть немного успокоить родственников и отчитаться, о том, что руководство рыбного флота не сидит сложа руки. Хотя трудно понять, в чем эффективность осмотра западной прибрежной полосы Крыма, ведь если бы что-то прибило к берегу, об этом уже сообщили бы местные жители.
На 33 минуте видео ответственный товарищ, отчитывающийся о поисковых работах, озвучивает единственную(!) версию – «захват судна и угон его за границу». При этом он сообщает, что последняя радиосвязь с судном была в 8 утра 28 сентября на «промежуточной частоте», но пограничники подтверждают, что УКВ радиопередатчик работал на судне и на следующий день до полудня…
Сегодня эти предположения не укладываются в голове. Кому и зачем угонять какой-то рыболовецкий траулер за рубеж. Уже и Союз развалился и железный занавес поднят, да и неформальные морские связи понемногу налаживались в лихие 90-е… Но давайте уже проведем инвентаризацию всех возможных версий случившегося…
УГОН СУДНА И ПОБЕГ ЗА РУБЕЖ
Отечественная история знает случаи угонов судов за рубеж их командами. На Черном море наиболее известен инцидент с сейнером «Вишера», который в августе 1972 года во время перехода после ремонта из Керчи в Сухуми, неожиданно пропал в радиоэфире. А через несколько дней оказался в Греции. Это был продуманный и планируемый шаг капитана судна Дудникова и восьми членов его экипажа (за исключением старпома Цхадая, который еще в проливе Дарданеллы буквально бросился в подошедший турецкий катер, объясняя, что ему с экипажем не по пути). А беглецы по поводу удачно исхода еще на судне устроили банкет с шампанским, снимали все на кинопленку, а затем стали звездами западной прессы. Когда интерес к ним иссяк, разбежались по всему миру, работали по специальности и не очень. Заочно в СССР им был вынесен обвинительный приговор, а когда один из членов экипажа Сиориди все же вернулся домой, то был помещен и психиатрическую больницу.
Так что и в 1996 году была такая версия, тем более, что в лихие 90-е набирала обороты контрабанда, и такой исход мог иметь место. Появилась информация, что моряков видели в болгарской Варне и в Стамбуле, что подвигло отчаявшихся родственников собрать деньги и отправить туда своих представителей на поиски рыбаков. Но ни в украинском консульстве, ни в других структурах, которые могли быть полезны в этой ситуации, не смоги прояснить ничего в подтверждении этого предположения…
«ВЕРЕЩАГИН», НЕ ЗАВОДИ БАРКАС
Вы обратили внимание на намерение капитана «САОР-3» Иванова покинуть район лова из-за запрета военных? В этом месте производились учебные запуски ракет. Вполне резонно предположить, что одной из причин исчезновения сейнера-траулера могло стать попадание такой ракеты в судно. Мгновенное разрушение этой «цели» объясняло и несрабатывание системы «КОСПАС-SARSAT».
Дальнейшая история судоходства на Черном море подтвердило жизнеспособность этой версии. Через три с лишним года после описываемых событий украинский теплоход «Верещагино», следовавший из Стамбула в Скадовск, у западного побережья Крыма, проигнорировал запрет на прохождение района учебных пусков ракет и был поражен крылатой ракетой «П-35», которая пробила надстройку судна насквозь. Было ранено несколько человек. Последствия были бы серьезнее, если бы не обеденное время, так как большая часть экипажа была в кают-компании, а радист покинул радиорубку случайно. Однако во время этих учебных пусков ракеты снабжались инертной боевой частью (болванкой), что не вызывало взрыва. Таким образом, попадание такой ракеты в сейнер не привело бы к его полному уничтожению. Запросы в штаб Черноморского флота по поводу такого развития событий, вызвали резко отрицательную реакцию военных, которая была аргументирована вышеуказанным образом.
ПРИЧИНА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ СУДНА - ОШИБКА СУДОВОЖДЕНИЯ ИЛИ ПРИРОДНЫЙ КАТАКЛИЗМ
Одной из наиболее трагичных катастроф на Черном море в новейшей истории стало кораблекрушение научного судна «Память Меркурия», зафрахтованного фирмой «Алан тур» для перевозки торговцев «челночников» с товаром из Стамбула в Евпаторию. В 28 января 2001 года судно перевернулась в 90 милях от крымского берега. Пассажиры и экипаж заметили развитие аварийной ситуации и даже облачились в спасательные жилеты, но спасательная шлюпка на воду спущена не была, а сигнал SOS подан не сразу. В результате людям пришлось прыгать в холодную воду (+7 °C) и вплавь добираться к надувным спасательным плотам. Один из пассажиров несмотря на помощь (растирания и др) сразу скончался от переохлаждения. Его тело спустили за борт и привязали к плоту, но затем избавились и от него, потому что оно мешало плыть. Попытки смельчаков, увидевших перевернутую шлюпку, привести ее в нормальное положение, не увенчались успехом. А за то время пока они предпринимались, плот с которого те перебрались к шлюпке, отнесло, что вынудило несчастных провести на киле перевернутой лодки несколько суток. Две трети из них скончались от холода.
Всего погибло 20 человек, тела четверых, так и не найдены. Возможными причинами катастрофы названы перегруз судна и плохое крепление груза. Однако в случае с «САОР-3» не было ни смещающегося груза (добытый улов тюльки не мог быть роковым, ведь для его транспортировки судно и предназначено), ни шторма, как мы уже упоминали в этом районе не было. Если, что и произошло, то это было что-то внезапное и катастрофичное…
Буквально через два года в этом же районе произошел случай, который мог бы пополнить коллекцию тайн «Бермудского треугольника» у берегов Крыма.
И ВСЕ ЖЕ РОКОВОЙ УЛОВ
Круизный теплоход типа «река-море» «Генерал Ватутин» работая на маршруте Киев-Ялта 23 июля 1998 года проходил в нескольких милях от мыса Лукулл (это как раз район нашего интереса). Пассажиры и экипаж этого судна стали свидетелями кораблекрушения сейнера-траулера «Шквал», которое дает пищу для наиболее вероятной версии случившегося с «САОР-3 двумя годами ранее. И все это благодаря свидетелю происшествия судовому коку «Шквала» Д. Можайскому, чудом оставшемуся в живых после взрыва на борту. Капитан проходящего по своему маршруту «Генерала Ватутина» сообщил в Севастополь о принятом сигнале бедствия, и на место происшествия прибыл водолазный бот «Краб», который и спас кока, а также судового пса, который остался невредим.
По словам спасенного, команда рассматривала необычный улов, который оказался в выбранном трале, предмет, напоминающий металлическую бочку. Кок остался жив, потом что не заинтересовался предметом, сыгравшим роковую роль в судьбе экипажа, а ушел на камбуз. По всей вероятности этим предметом был боеприпас, возможно глубинная бомба. О ее внешнем виде и времени производства уже начинают ходить легенды. Уже бомба эта не времен войны, а свежеокрашенная не ржавая и даже не обросшая как это водится морскими обитателями. Почему бы судьбу «Шквала» не разделил здесь же двумя годами ранее «САОР-3» ?...
Версия представляется наиболее правдоподобной, но ее необходимо было выдвинуть сразу после исчезновения траулера еще в 1996 г. а не ждать два года и возникновения похожего прецедента. Однако следствие тогда началось с большой задержкой, уголовное дело было возбуждено лишь спустя пять месяцев по факту нарушения правил эксплуатации техники, повлекшего человеческие жертвы, аварию, кораблекрушение или иные тяжкие последствия.
Кстати, остатки сейнера «Шквал» были найдены на дне моря, в ходе специально организованных поисковых работ. Вполне вероятно, что где то рядом покоится и все то, что осталось от сейнера-траулера «САОР-3». Надеемся, что когда–нибудь они будут обнаружены, и одной тайной нашего «Бермудского треугольника» станет меньше.
А мы вспомним имена пропавших моряков:
Капитан судна Иванов Александр, Куршев Владимир, Полонец Анатолий, Протченко Владимир, Скамров Борис, Шевцов Альберт.
Уважаемые читатели! Благодарю Вас за проявленный интерес. Спасибо за Вашу реакцию и критику.
Стараюсь откликаться на Ваши оценки и отзывы. Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями и на своих страницах в социальных сетях. Просим Вас при перепечатке данных ссылаться на нашу статью и канал. Ваши комментарии и обсуждения дают пищу для новых расследований и публикаций.
М. Михайлов