Найти в Дзене
Учитель гармонии

В защиту теоретических отделений

Музыкантство не ограничивается исполнительством! Специальность не есть, однозначно и узко... "игра" или "пение". Поговорим о комплексной специальности СПО "теория музыки" - моей родной и любимой.

Я категорически против мнения о теоретиках как "недопианистах" и всякого рода неудачниках сцены. Преподавая, в частности, спецкурсы теоретического отделения АМУ при МГК с 2004 года, продолжаю и продолжаю убеждаться в обратном - на ярких примерах гармоничной одарённости.

Специализация самоценная и абсолютно практическая! Столь же композиторская, как и музыковедческая. На мой взгляд, творческие акценты расставлены в ней корректно и ненавязчиво. Педагоги аккуратно подталкивают студентов к созиданию, не настаивая на нём как на обязательстве. В результате, часть ребят продолжает своё образование на композиторских факультетах ВУЗов искусств, большинство же - на историко-теоретических, встречаются и будущие звукорежиссёры.

Развитие слуха, аналитическое осмысление, глубокий музыкально-исторический курс - это лишь часть учёбы юных теоретиков. Я бы обратила особое внимание на коммуникативные дисциплины, активно ведущие в педагогику и ораторство.

Выпускники теоретического отделения - молодые люди с развитой речью, способные качественно удерживать аудиторию на интересе. Это - в будущем - очень востребованные специалисты. Владение роялем - непременно! Дирижирование, постановка голоса - весьма вероятно: каждый студент волен создать свою гармоничную картину приоритетов.

Насколько же реальность далека от обывательского "У теоретиков сплошное сольфеджио"!

-2

Мне бы хотелось прицельно отработать для заинтересованных читателей вопрос ВЫБОРА теоретического отделения. Чего здесь никак не может и не должно быть - так это случайности, спонтанности. Никаких "вместо", "взамен", "про запас" или "на худой конец"! Человек, поступающий в теоретики с подобными настроениями, - учиться, закономерно, не сможет.

Теорию музыки надо обожать. Ею, по сути, желательно успеть заболеть ещё в младшей школе. Увлечённые абитуриенты видны, что называется, "за версту" - а "стерпится-слюбится" здесь не работает (пожалуй, за редким исключением).

Нередко звучит вопрос об абсолютном слухе: насколько этот дар критичен для теоретического отделения? Думаю, очень желателен, но вполне может исходно отсутствовать, позже - доразвиться. Так или иначе, без высотного слышания учебный процесс осложняется. Диктанты, письменные и устные, содержательны и трудны. Чисто аналитически их "победить" можно, но вряд ли нужно...

На теоретическом отделении радостно уживутся те ребята, что не будут ежечасно с тоской взирать на сверстников-исполнителей. Выиграют - бескомпромиссно уверенные в своём выборе. С такими учениками приятно иметь дело.

-3

В наступающем учебном году мне предстоит работать с интереснейшей группой второго курса - одним из лучших по природным данным и отношению к делу наборов "Мерзляковки".

Соответственно, через три года я снова должна набирать, и с удовольствием сделаю это. Мои предметы - сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония. Приезжайте!