Во время Великой Отечественной, у Красной армии не было собственных советских водоплавающих автомобилей. Ближе к концу войны, наша армия стала получать от союзников по ленд-лизу полноприводные автомобили-амфибии. Это были 6-местный Ford GPA и более вместительный грузовик GMC DUKW, прозванный в американской армии утенком.
После того, как кончалась вторая мировая, её сменила новая, холодная. Американцы перестали быть нашими союзниками, но их техника вдохновила советских конструкторов на создание собственных амфибий. Военным нужен был командирский автомобиль, умеющий плавать. Министерство обороны СССР инициировало работы по созданию такой машины, за работу взялись инженеры НАМИ. Опытный образец построили на базе полноприводника ГАЗ-67 оглядываясь на американский Ford GPA.
Новинка получила название НАМИ-011, главным её недостатком стало то, что внедорожник ГАЗ-67, на базе которого она создавалась уже морально устаревал. На Горьковском заводе готовились к выпуску более надежного и проходимого ГАЗ-69.
Тем не менее, в 1949 году начались полевые испытания водоплавающей машины НАМИ-011. Амфибия хорошо с ними справилась, её создатели получили Сталинскую премию 3-й степени. Опытный образец вместе с технической документацией передали на Горьковский автозавод.
Специалисты ГАЗа, после исправления нестыковок в чертежах, полученных из НАМИ, начали доводить проект до ума. При этом, началась разработка собственного образца на основе перспективного ГАЗ-69. Отвергнуть проект НАМИ не поднялась рука, критиковать лауреатов Сталинской премии было опасно, поэтому их доработанный проект был готов к запуску в производство к осени 1950-го года. Машина под именем ГАЗ-011 в 1951-ом году прошла контрольные испытания. Военные остались довольны, но выпускать чужую модель у завода не было возможности. Так как готовился выпуск нового внедорожника ГАЗ-69. Проект амфибии на его основе так бы и остался висеть в воздухе, если бы конструктор В. А. Крещук, возглавляющий группу по созданию амфибии ГАЗ-46 не решился написать письмо лично Сталину, в котором постарался объяснить преимущества ГАЗовского проекта. В итоге, инженеров НАМИ лишили Сталинской премии, кое-кого на заводе понизили в должности, удивительно, что никто не был посажен и не расстрелян за «вредительство».
ГАЗ-46 пошел в производство, при этом годовой план по 011 модели был все равно выполнен, завод выпустил 68 экземпляров этих водоплавающих автомобилей, которые ушли в армию. Следом за ними, в 1953-ем году, в вооружённые силы стали поступать амфибии ГАЗ-46 МАВ. Аббревиатура модели расшифровывается как «малый автомобиль водоплавающий». 5-местные машины оснащались 4-цилиндровым 55-сильным двигателем, таким же, как у гражданской «Победы», от сухопутного внедорожника ГАЗ-69 они позаимствовали подвеску колес и коробку передач. На суше по хорошей дороге амфибии развивали до 90 км в час, на воде до 9 км в час.
ГАЗ-46 МАВ выпускался до 1958-го года, он служил не только в советской армии, но и в армиях государств Варшавского договора. К концу 50-х необходимость в этих машинах постепенно отпала, им на смену пришли более совершенные БРДМ-2 с заводским обозначением модели ГАЗ-40П.