Найти тему
Игорь Александров

Афганская быль. ДМБ - 85

Оглавление

«Дембель неизбежен, как крах мирового империализма»

… Женщина опять, да они ребята хорошие, поверьте мне, их мамы дома ждут, возьми их ...

… зайду на кухню, открою на полный напор кран с холодной водой, наберу полную кружку и выпью ...

(подробности ниже)

Продолжение воспоминаний Игоря ГИВ из 345 опдп, автора повести «Однажды в Панджшере» и рассказов «Афганская школа. Уроки батальонного связиста», «345-й, Ферганский. Сергей Лукьянов», «345-й, Ферганский. Взвод связи 1 пдб 345 опдп», «Бой на КПП», «Первая операция», «Странная проческа», «Погорельцы», «Наш комбат», «Ургун», «Седьмой Панджшер», «Панджшер 84» и «Медсанбат».

ДМБ - 85

Дорогие мои Шурави, уважаемые читатели!

«Дембель неизбежен, как крах мирового империализма». Мы, служившие в Афганистане, ждали демобилизации, наверное, раза в два-три сильнее, чем остальные срочники. Ведь для нас это не просто возвращение к гражданской жизни, к родным и близким. Для нас это возвращение к жизни вообще, конец боевым выходам, физическим нагрузкам, постоянной опасности, не надо больше экономить воду и много чего еще.

Недаром в песне Георгия Калоева поется «А когда вернусь с Афгана, жизнь прекрасную начну». Послушаем замечаткльную песню, настроимсяина нужный лад.

Наконец, 28 марта 1985 г. вышел долгожданный приказ Министра Обороны. Мы как раз были на операции на Пачехаке, в горах. Об этом нам сообщил полковой радист по рации, сказал, что вышел приказ и даже номер его назвал.

Естественно, мы радовались, что скоро домой. В начале апреля сходили на пять дней на Саланг. Для меня это была заключительная операция.

Когда пришли в полк, числа 10 апреля прилетели наши молодые, вернее даже не молодые, а наша замена с Ферганы. С Гайжюная прилетели позже, 26 апреля. В момент пересменки полк обычно месяц на операции не ходил.

Взводный все разузнал в штабе, пришёл и говорит нам, короче ребята, первая отправка 17 апреля, вас всех смог туда засунуть.

Нашего призыва во взводе было 7 человек. Толя на втором Пишгоре/Кинджоле получил ранение, в его БТР попала граната с гранатомёта. Он был сначала отправлен в Ташкенте, а потом его отправили в Питер. Нас шестеро, все летим в первую отправку. Ура! Слава взводному!

Парадки у всех готовы, не зря полгода этим занимались. Осталось ещё раз отгладить, и мы готовы.

Но 15 апреля вечером объявляется подготовка к выходу на операцию с утра 16 апреля на Пагман. Взводный в ступоре, молодые ещё не готовы. Собирает нас и говорит мужики, хотите обижайтесь, хотите нет, мне нужны из вас два человека. Один не обсуждается, это Володя, механик-водитель. Второго из связистов выбирайте сами из пятерых, можете спички тянуть. Ну как-то позитивный настрой у всех сник. Но делать нечего, решили тянуть спички. Артуру досталась короткая. Обидно.

Артур мой земляк и мы всю службу мечтали, как поедем домой вместе. И тут такое.

Вечером сидели с Артуром, долго общались, я ему предложил, давай вместе останемся. Он категорически нет, судьба есть судьба, ты меня дома жди, готовь поляну, я скоро подтянусь.

Полк 16 апреля ушёл на операцию, мы остались ждать борт. С утра 17 апреля нас построили перед штабом, проверили по спискам, документы и сказали, что борт задерживается, пока идёте по своим казармам и ждёте команду. Прождали весь день, но борт так и не прилетел. Ещё ночь пришлось ночевать на афганской земле. Утром 18 апреля опять нас построили, провели очередную сверку списков, документов и повели нас на взлетку. Как пришли в полк пешком, так и ушли пешком.

На взлёте заканчивалась разгрузка АН-12. Нас перед ним построили. И была заметна некая нервозность у сопровождавшего нас штабиста.

Он о чем-то на повышенных тонах общался с летчиками. В итоге они подошли к нам, и штабист говорит, произошла накладка. Мы ждали ИЛ-76, поэтому вас здесь 90 человек. Ан-12 может взять на борт только 60 человек.

Мы стояли в две шеренги. Поэтому он отсчитал 15 рядов и сказал принять вправо. Мы оказываемся среди этих 30 человек, которые остаются. Настроение падает до «нуля».

30 человек, отодвинутых в сторону, включая нас, стоят молча, насупившись, с тоской смотрят на расположение полка, куда мы сейчас опять вернемся, а остальные мужики будут бухать в Ташкенте.

Но остальные 60 человек начинают галдеж, обращаясь к летунам. Типа, да вы что делаете, парни полтора года под пулями ходили, дома их мамы ждут, да посмотрите, они все с медалями, орденами, это же 345 полк! Что вам самолет жалко, мы его знаем, с него прыгали в Фергане, да мы там все поместимся, на полу будем сидеть и т.п. Короче, пытаются разжалобить пилотов.

Наконец у командира корабля сердце не выдерживает, он говорит, что ладно, уговорили. Но слушать всем сюда. Самолёт будет перегружен. Нагрузку по салону надо распределить равномерно. На всем протяжении полёта сидеть всем на своих местах, как воробьи на жердочке. Никаких хождений и телодвижений. Все понятно?

- Да, да, все так и будет, мы обещаем! Спасибо Командир!!!

Он даёт команду на погрузку.

Борттехник проверил рассадку, ещё раз предупредил, что никаких хождений. Закрыли рампу, самолёт запустил двигатели и пошёл на рулёжку. Нам, как ни странно, достались места на сиденьях вдоль бортов. Но думаю и на полу было бы не хуже.

Взлетели, мы в иллюминатор посмотрели в последний раз на полк. Самолёт взял курс на север. Ну что, служба закончилась, в военнике штамп, что уволен в запас.

Все в парадках. Нас вообще никто не проверял в полку и не шмонал. Часто читаю это у бывших афганцев в воспоминаниях, то шмонают, вещи, купленные в дуканах, отнимают, парадки, проверяют, чтобы все было по уставу, форма не ушита, погоны сдирают, если со вставками, околыши с беретов самодельные, неуставные, отбирают, каблуки, дополнительно набитые, заставляют отдирать и т.д.

Автор (слева) и Александр Баряхтинский
Автор (слева) и Александр Баряхтинский

Нам командир полка говорил, вы заслужили лететь домой в парадках, подготовленных самими, но без фанатизма, что бы не выглядели «петухами» и не позорили десантный войска. Это ещё одно подтверждение, что мне очень повезло с командирами во время службы.

Несмотря на обещание сидеть в самолете, как «воробьи на жердочке», от радости усидеть на местах не получилось. Начались хождения из одного конца самолёта в другой, сначала одиночные, а потом массовые.

Экипаж нас несколько раз предупреждал, но мы их проигнорировали, сознание, что летим домой сделало нас какими-то безбашенными. Тем более, что АН-12 «родной» самолет, с него прыжки совершали.

Вдруг через какое-то время самолёт как-то дёрнулся и пол у нас от ног оторвался. Самолёт хорошо встряхнуло, почти все попадали. Сердце как-то екнуло, ну его на хрен, отслужил, отвоевал, а тут до дома не долетишь. Но кто-то уверенно крикнул, херня это все, это обычная воздушная яма. И разброд и шатание возобновились.

Где-то минуты через две вдруг гул моторов прекратился, а в АН-12 двигатели слышно очень громко, ну понятно не пассажирский же, военный транспортник. И в полной тишине самолёт начал падать. Мы все в горизонтальном положении летим вниз за полом, но догнать не можем, до него метра полтора, потолок летит за нами и тоже нас не догоняет. Получается самолёт падает брюхом вниз, но параллельно горизонту, мы посередине между полом и потолком летим со скоростью падения самолёта. Трындец, все, что я успел подумать, даже 19 мая все происходило секунды две три и то вся жизнь перед глазами пролетела, а тут времени много думай, что хочешь прощайся мысленно с кем хочешь. Но что не суждено мне вернуться домой с Афгана, было понятно точно. Сколько мы падали по времени судить не берусь, у всех потом показания были разные, каждый воспринял это по-своему. Значения колебались от 20 секунд до минуты.

Вдруг взревели моторы, пол пошёл вверх нам на встречу, все ударились об пол, сверху на головы начали падать дипломаты, оказывается, они тоже с нами висели. Все начали потихоньку расползаться (не идти, а именно на четвереньках расползаться) по своим местам и до Ташкента больше никто даже не пошевелился. Сидели, как «воробушки на жердочке».

Гораздо позже мне объяснил это явление один профессиональный лётчик. Оказывается, чтобы нас утихомирить, экипаж применил режим ПМГ (предельно малый газ) с имитацией большой воздушной ямы. Это очень похоже на то, что в самолёте отключили двигатели. На самом деле двигатели не отключали, а перевели в режим ПМГ. Ну а мы тогда посчитали, что двигатели отключены и мы падаем.

Приземлились в Ташкенте на военном аэродроме. Самолёт заглушил двигатель, открыли рампу. Народ потянулся на выход.

Из пилотской кабины выходит экипаж, летчики смотрят на нас с презрением. Тут толпа начала наперебой галдеть, мол, мужики извините нас! Мы неправы по полной программе! Нас чёрт попутал! Не держите на нас зла! Спасибо вам за науку!!!

Те не выдержали, рассмеялись. Говорят, ладно с кем не бывает.

А командир их говорит, с возвращением вас на Родину, удачи вам ребята, по жизни! Но лётчиков впредь больше не оскорбляйте, не обижайте и делайте как вам сказали.

Все отвечают уже хором Спасибо!!! Слава ВВС!!! И вам удачи!!!

Некоторые пошли с ними обниматься и жать руки.

Наш встречающий проводил нас в терминал таможни. Народу много, процедура не быстрая. Пошёл на таможню, проверили дипломат, увидели кассету магнитофонную, Серёга у нас во взводе хорошо играл на гитаре и пел. Там в его исполнении афганские песни, поставили на магнитофон, покрутили, послушали местами, отдали. Увидели фотки, посмотрели, вопросов не возникло, все вернули. Сказали приветствуем Вас на родной земле и приступили к следующему.

Далее в кассе выдали жалование (странное слово, зарплатой назвать не могу), которое нам в Союзе накапало за 1,5 года. Получилось у каждого по-разному, но в районе 150 рублей. Мне и Валере плюсом дали ещё по 150 рублей, мне за ранение, ему за контузию. По тем временам деньги приличные, по крайней мере домой доехать без проблем. Ещё выдали какие-то требования на бесплатный билет до дома на поезд.

Я выхожу с терминала на улицу, наши уже ждут. В общем настроение у всех хорошее, деньги есть, надо двигаться куда-то дальше.

А нам на таможне сказали, что за углом кольцо автобусной остановки, автобус идёт в город.

Ну мы пошли за угол. Там стоят два автобуса, Икарусы, жёлтые гармошки, с прицепом. Наши мужики уже оказывается все порешали.

Икарус
Икарус

Когда подошли первые спросили у них, когда и куда пойдут автобусы, водители отвечают, у нас маршрут и пытаются рассказать маршрут и обозначают время отправки каждого автобуса. Наши ребята им говорят, нет так не пойдёт, вы сейчас стоите здесь и ждёте пока все наши пройдут таможню, а потом снимаете свои маршрутных таблички и один автобус едет до вокзала, а второй в аэропорт. Все пассажиры вам скидываются по рублю.

Водилам по 40 рублей на карман сразу, говорят, нет проблем мужики, договорились. Снимают свои таблички и ждут всех наших.

Когда мы подошли, ребята только нас спрашивают, вам куда вокзал или аэропорт? Мы вчетвером ранее уже обговорили, что летим домой на самолёте, в поезде трястись не хочется, долго и тем более в разные стороны, деньги есть. Если бы вместе, можно было бы и на поезде. Нам показывают автобус в аэропорт и говорят, что водиле с вас по рублю.

Мы сначала подошли к автобусу на вокзал, попрощались с мужиками, сели в свой автобус и поехали в аэропорт.

Ташкентский аэропорт
Ташкентский аэропорт

В аэропорту толпа как-то быстро рассосалась, кто куда. Олег с Валерой сразу задались вопросом, где купить водяры. Но мы с Серёгой, более здравомыслящие, на тот момент, говорим нихрена, сначала покупаем билеты, а водяра от нас никуда не денется.

С трудом, но они согласились. Идём в кассы, как ни странно очереди нет и билеты куда кому надо оказались в наличии. Правда у меня рейс ночью в 02:00, а у них завтра днем.

Ну что говорю Олегу, теперь водку ищи, у тебя нюх. Пошли куда-то по аэропорту, на встречу идут три дембеля десантника, явно с Афгана, но не с нашего полка. Заметив друг друга идём на встречу, чтобы пообщаться. Не доходя метров пять один из них кричит, Олег это ты!

Оказалось, они с Олегом в одном взводе в учебке в Фергане были.

Разговорились, ребята с 357 полка 103 вдд, прилетели вчера, но самолёт домой сегодня часа через четыре. Мы им говорим, вы уже здесь почти местные, где водку купить? Они нам отвечают, а зачем покупать у нас все есть, один открывает дипломат показывает, он полный водки.

Находим тут же в аэропорту какую-то забегаловку со столиками, за которыми не сидишь, а стоишь. С нас закуска, что там было, сосиски, пельмени, селедочка и т.д. С них водка и начинаем тихонько бухать, не наглея и сильно не привлекая внимания окружающих, общаемся. Сухого закона тогда не было, значит так можно было. Видим, наряд ментов на нас смотрит косо, но не подходит. Нас это устраивает.

Наверное, когда мы допивали четвертую бутылку, к нам подходит военный патруль. Старлей и два воина со штык-ножами.

- Ваши документы.

Мы ему: с какого перепуга?

- Вы воины Советской Армии, позорите честь и достоинство армии.

Мы ему: мы свое отслужили, едем домой.

Старлей: вот сейчас пройдем в комендатуру, там и решим, отслужили вы свое или нет. Ну в общем началась перепалка, Олег у нас горячий парень. В итоге моих дипломатических способностей не хватило, чтобы урегулировать конфликт на месте. Олег попытался кинуться на старлея, тут же подтянулся наряд милиции, который до этого только за нами наблюдал, но не подходил. Может они и вызвали патруль.

Старлей мне говорит, я вас понимаю и отпустил бы всех, но этот парень слишком борзый. Мне говорит, забирай остальных и уходите, а этого я доставлю в комендатуру.

Парни с 357 извинились, говорят у нас самолёт уже вот вот. Мы с ними обнялись и пожелали хорошей дороги.

Олега повели в комендатуру, ну как повели, он просто сам с ними пошёл. Я Серёге и Валере говорю, ждите здесь, всем туда идти выручать Олега смысла нет, но только больше не бухайте. Нашёл комендатуру, Олег сидит в клетке, оказывается уже вызвали наряд для отправки его на губу. Дежурным майор, я с ним минут 20 за жизнь разговаривал, ну как же, парень с красной звездой, он меня внимательно слушал. В итоге отпустил Олега под мою ответственность и мой надзор за ним. Правда добавил, если ещё раз вас в аэропорту увижу, вместе с ним на губу поедете и тогда домой неизвестно, когда попадёте.

Вот как-то так получается, штамп в военнике стоит, что уволен в запас, а паспорта нет и ты ещё не совсем гражданский человек, тем более в форме. Можно и на губу Ташкентскую залететь. Чего в наших планах не было вообще.

Ну ладно, все хорошо, что хорошо заканчивается. Собрались на том же месте, возле забегаловки. Поняли, что в аэропорту нам делать нехрен, раз здесь такие порядки, решили поехать в город, где-нибудь в ресторане спокойно посидеть.

Взяли такси, водителю говорим в город до ближайшего хорошего ресторана, хотя в Ташкенте аэропорт практически в городе находится.

Он нас без проблем довозит до ближайшего кабака. Нас на входе встречает услужливый швейцар, говорит проходите ребята, все ваши уже здесь. Мы с недопонимание переглядываемся, что он имеет в виду?

Заходим, зал небольшой, посетителей нет, в смысле обычных, нормальных посетителей нет, все столы заняты братвой с нашего полка. Музыка, гам, галдеж, тосты «За нас мужики!», «За ВДВ!».

Вот оказывается куда они все делись, то-то их в аэропорту никого не встретили. Нас на входе увидели, начали звать каждый за свой стол. Я нашим говорю, ребята ну его нахрен, уже в комендатуре побывали, поехали в другое место. Но все - Олег, Валера, Серёга, мне говорят, да ты что, здесь все наши, мы остаёмся. И распределяются по столам. Чувствую я уже, что этот балаган не выдержу, и вообще так можно и до дома не доехать. Но делать нечего, тоже осматриваюсь. Смотрю земляк мой с Анавы, санинструктор, Паша сидит веселый, зовёт меня, Игорь пошли за наш стол, накатим. Я сажусь по рюмки выпили. Говорю, Паша, а ты билеты домой купил? А он мне, какие билеты, я ещё об этом не думал.

Я ему объясняю, в 02:00 самолёт на Оренбург, я билеты купил. Билеты ещё есть, поехали тебе купим. Он сразу соглашается, поехали конечно. Мы вышли взяли такси и назад в аэропорт. Купили ему билет. Он говорит, поехали, назад в кабак, а до самолёта уже часа 2 - 2,5, наверное, остается. Я не соглашаюсь, скоро самолёт. Он мне, а что мы здесь делать будем? У меня душа поёт! Я ему, говорю, если будем петь, точно в комендатуру, залетим, а я уже там был, и этот майор точно нас на губу отправит, это уже тебе не Афган, здесь Союз. Он говорит тогда пошли на улицу погуляем.

Выходим, у входа бабушки цветы продают. Паша говорит, а давай у них все цветы скупим! Я ему, Паша, нахрена? Он говорит будем с тобой ходить и всем девушкам цветы дарить, душа требует радостью поделиться, что я с Афгана вернулся. Ну идея вроде неплохая, я соглашаюсь. Мы купили много цветов, прямо вместе с корзинами, где они у бабушек стояли.

Мы с ним шли по аэропорту и дарили цветы всем встречавшимся девушкам и женщинам, они были в шоке, но принимали цветы и благодарили, где-то нам попалась стюардесса в летной форме, ну прямо красавица такая, слов нет, сильно спешила, говорила, что спешит на рейс, сейчас улетает. Мы ей подарили самые красивые цветы и очень много.

Это я к чему рассказываю?

А вот к чему, ни я ни Паша, никогда ранее не летали на самолётах гражданской авиации.

И что такое регистрация и вещевой контроль и зона для вылета, вообще не знали и не понимали. Мы ездили только на поездах и считали, что сейчас нам здесь в аэропорту в общей зоне объявят, что самолёт прибыл, идите на посадку.

Мы же знаем, что билеты у нас в кармане, значит все нормально. Я смотрю, время уже 01:45, а объявления нет. Ну вроде как если он в 02:00 уже вылетает, значит должны были бы что-то объявить, либо опаздывает, либо нам надо идти на посадку.

Идём куда то, видим какой-то турникет и рядом стоит женщина в летной форме, у нас как раз последние цветы остались, мы ей дарим, она растрогана, благодарит. Мы спрашиваем, а когда рейс на Оренбург объявят?

Она на нас смотрит с большим сожалением и говорит, сынки да он уже, наверное, на рулежку пошёл. А вы что, опоздали?

Да нет говорим мы здесь два часа ходим и даже не знаем где перрон для посадки в самолёт и ничего не объявляют.

Она нам, сынки милые, вы что на самолётах никогда не летали?

Мы ей, мать мы же десантники, ты же видишь, конечно летали! Она такая говорит, я все поняла родненькие, на мой страх и риск, может меня даже уволят, бегите за мной. Открывает турникет, потом ещё какую-то дверь, и мы за ней бежим по парковке самолётов. Бежали прилично.

Впереди ТУ-134 начинает движение с парковки на рулежку. Она выбегает перед ним, машет руками, просит остановиться. Видать раций тогда ещё не было.

Мы стоим на все это смотрим, ничего не понимаем. Самолёт останавливается. Машина с трапом не далеко, она просит его подъехать к самолёту, он подъезжает. Дверь открывается, с матом спускается к нам командир корабля, он на неё, ты что делаешь, рейс срываешь! Она ему: родной, вот два парня с Афгана с наградами, домой летят, опоздали, возьми их милок, билеты у них есть вот. А мы ей билеты отдали, ещё у турникета. Он смотрит на нас оценивающе.

Мы смирно стоим, молчим, нам же сказали никогда летчикам не перечить, причём очень доходчиво это объяснили и это ещё очень свежо в наших воспоминаниях. Поэтому мы просто молча стоим и ждём решения. Он смотрит на нас внимательно, один с медалью «За отвагу», другой со Звездой. Но все же в итоге говорит, да они бухие в хлам. Как он определил непонятно, мы же стоим тихо, смирно, не кипишуем, вообще молчим. Женщина опять, да они ребята хорошие, поверьте мне, их мамы дома ждут, возьми их. Ну все, командир поплыл, вся его строгость куда-то делась. Нас спрашивает, с Афгана? Мы ему отвечаем, да сегодня утром ещё там были. Как там вообще? Отвечаем, по-разному было. Вижу с наградами, значит не всё там так просто? Мы соглашается.

Ладно, поднимаемся на борт и все время полёта сидеть тихо, договорились? Ну мы уже сегодня такое обещали в Баграме, нам не составило труда пообещать ещё раз.

Поднимаемся на борт, все пассажиры нас внимательно оглядывают, из-за кого рейс задержали, но никто не возмущается. И тут появляется стюардесса, которой мы подарили много цветов. Она нас увидела, расцвела, ребята так вы с Оренбурга, что же вы мне сразу не сказали. Начинает нас обнимать, по очереди. Командир на неё смотрит вопросительным взглядом. Она ему, не переживайте, это хорошие ребята, я за ними присмотрю.

Командир говорит, понятно, значит это те самые рыцари, которые тебя засыпали цветами и пошёл в кабину.

В общем мы летели как в бизнес классе, хотя тогда такого понятия не было. Она забыла про всех пассажиров и крутилась возле нас. Чай, кофе, пирожные в неограниченных количествах.

Вот что цветы с женщинами делают. Я не столько про стюардессу, сколько про ту женщину с Ташкента.

Хотя она, я уверен, и без цветов нам так же бы помогла!!!

Если бы не она, неизвестно, когда бы мы оказались дома.

Прилетев, немного покуролесили в Оренбурге и где-то в четыре вечера я был дома. Получилось, что чуть больше суток с Баграма добирался.

А накануне отъезда я послал домой письмо с фотографией. На обороте написал «Выехал, ждите» и дата - 27.03.85 г. Получилось так, что письмо пришло домой за 3 дня до моего приезда. А дома был 19 апреля. Мама и говорит: «Быстро же ты на нем доехал».

Выехал! Ждите!
Выехал! Ждите!
Оборотная сторона фотографии
Оборотная сторона фотографии

PS.

Когда в Афгане мы друг другу задавали вопрос, что ты первым делом сделаешь, попав домой? Все пришли к выводу, что зайдут на кухню, откроют на полный напор кран с холодной водой, наберут полную кружку и выпьют.

Так я и сделал.

Далее информация от Игоря Александрова.

Дорогие Шурави и мои уважаемые читатели, у меня просьба, если открыли мою статью, продержите ее хотя бы одну минуту.

Если статья вам понравилась, то:

1. Поставьте лайк.

2. Поделитесь статьей с другими социальными сетями.

Для этого надо нажать на стрелочку вверху слева.

Появятся значки Твиттера, Фейсбука, Одноклассников и ВКонтакте.

Тогда Дзен будет «крутить» в «ленте» мои статьи чаще, больше людей сможет ознакомиться с Афганской темой.

Полный перечень моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова».

И еще просьба. Поддержите рассказ Игоря ГИВ «Медсанбат». Его практически не показывают, а тема интересная и жизненная.

Все фотографии и видеозапись песни взяты из открытых источников и из личного архива автора