Взаимосвязь детей и взрослых считается главнейшим условием развития ребенка. Задача взрослых – принять ребенка таким, какой он есть, верить в его способности, создать условия для развития его уверенности в себе и научить доверию к миру.
В идеале, взрослый – доброжелательный наставник и партнер, а не непререкаемый и исключительный авторитет. В этой статье мы попытаемся проследить динамику взаимоотношений взрослые-дети.
Младенческие годы. Родители находятся в положении единства эмоций со своим ребенком, ухаживают за ним и удовлетворяют его потребности в тепле, сне, еде и комфорте. В этом возрасте особенно важно гармоничное родительское отношение, чтобы у ребенка не возник «дефицит внимания».
Игровой вид деятельности возникает у детей к двум-трем годам. Роль родителя на этом этапе проста: подобрать подходящие игрушки, показать, как с ними можно играть. Лепка и рисование развивают воображение, способствуют зарождению чувства прекрасного, учат трудолюбию и аккуратности.
Дошкольные годы. Это время обогащения содержания игровой и изобразительной деятельности. Дети пытаются осмыслить законы мира, задумываются об устройстве предметов и причинах явлений природы. В этом возрасте взрослые начинают готовить детей к школьному обучению, начиная учить читать и писать. Главное, чтобы объяснения были простыми и понятными и способствовали формированию любознательности.
Младший школьный возраст. Задача взрослых подогреть у ребенка интерес к школе, чтобы он понимал всю ответственность и правильно относился к обучению. В жизни ребенка появляется новый взрослый – учитель, который озвучивает требования выполнения заданий. Родители могут помочь ребенку преодолеть трудности этого периода. Для этого им нужно:
1. Не требовать на первых порах от ребенка полной самостоятельности: помогать ему, например, со сбором портфеля, оказывать (но не делать за него!) помощь в выполнении домашнего задания.
2. Интересоваться и задавать вопросы о школе, об отношениях ребенка со сверстниками.
3. Сформировать у ребенка «умение учиться», влиять на выбор книг для чтения.
4. Не предъявлять завышенных требований, не ждать сиюминутных результатов.
Подростковый возраст. Это время требует особого родительского внимания, терпения, взвешенных решений.
В этот период надо помнить о таких моментах, как:
1. Неравномерность развития физиологии подростка, изменение пропорций тела, и, как следствие, переживаний из-за этого.
2. Потребность подростка выглядеть «значимым» в глазах сверстников.
3. Склонность к риску. Неумение предугадывать результат своих поступков.
Только при взаимном уважении, доверии и равенстве ребенок будет способен слышать и слушать взрослого.