Смерть неизбежна – это конечно известно каждому, но в первую очередь человека волнует: куда мы всё-таки отправляемся или переселяемся. Ещё наши предки не просто знали об этом из каких-либо религиозных источников: они скорее всего предчувствовали важность этого процесса. Поэтому, естественно придумывали и пытались как-то ответить на этот вопрос.
Даже в самых древних захоронениях неандертальцев: мы видим, что тело не бросали разлагаться в лесу, а выкапывали яму и аккуратно опускали туда человека. Присыпали землёй, оставляли с умершим предметы, которые возможно, как они верили, помогут человеку в его загробной жизни. Ещё не обладающие интеллектом, не обременённые религиозными традициями, люди уже относились к смерти серьезно. Возможно – это чувство ответственности пришло даже раньше навыков охоты, добычи огня и т. д.
Неизбежность смерти.
С древних времён, человек пытается объяснить смерть. Он хочет понять, объяснить наконец, почему люди лишены надежды на долгую, вечную жизнь на земле. Во всех странах, народах и племенах возникали мифы в которых хорошо преследуется линия змея, но также отчаянно вырисовывается неизбежность смерти.
В мифологии Египта огромный змей Апоп – олицетворяет зло и тьму, является противником бога солнца Ра. По легенде царицу Клеопатру кусает змея из-за, которой она умирает. Опять же она не просто выбрала именно такой способ уйти из жизни. Образ змеи есть и в Библии, где он выступает виновником грехопадения, он лишил нас вечной жизни и обрёк на муки.
В африканских мифах упоминается, что первые люди могли как змеи сбрасывать кожу, чтобы жить вечно. А уже в шумерской мифологии мы узнаём из «поэмы о Гильгамеше», как Гильгамеш находит цветок молодости. Однако пока он купался в ручье, змей съедает цветок и получает возможность сбрасывать кожу – символизируя вечность бытия.
А человек остался в не удел: бессмертие обещанное ему, досталось хитрому змею, а людям оставалось только оплакать и смирится. Как это сделал Гильгамеш, когда узнал, что змей лишил его молодости.
В греческой культуре мы часто читаем о смерти. Гомер – автор «Иллиады и Одиссея» сравнивает людей с листьями, опадающих с деревьев.
Известная беседа мудреца Солона с царём Лидии Крëзам: где царь спрашивает Солона – «кто самый счастливый человек на земле».
Естественно Крёз хотел потешить своё тщеславие и думал, что Солон назовёт его самым счастливым: из-за его богатств и славы. Однако мудрец рассказал о братьях Клеобисе и Сибитоне, которые так чтили свою мать, что когда она не смогла поехать в храм богине Геры, они впряглись в повозку вместо волов и отвезли её в храм. Все восхищались их благородством, но мать желая сыновьям самого лучшего, вымаливает у богов ценного дара для человека – смерти.
Молодыми и здоровыми они ложатся спать на ступенях храма и уже больше не просыпаются. Вот такую лёгкую и без болезненную смерть, выпросила для них мать: все-равно умирать, пусть лучше так.
В греческой мифологии девушку Орфея кусает змея, из-за чего он спускается в подземное царство и пытается вернуть Эвродику, но в последнюю минуту Орфей нарушает обещание данное Аиду: что он не должен оборачиваться, когда будет уходить с душой Эвродики, но в последнюю секунду Орфей не слышит шаги девушки и оборачивается. Больше у него не получается уговорить богов отдать ему девушку.
Человек чувствует, что избежать смерти не получится, поэтому попытки обмануть её постоянно рушатся как дом без фундамента.
Куда же мы попадем?
В древности люди верили в разное состояние души после смерти.
- Там нечего нет.
У греков есть миф о реке Лета, из которой покойные пьют воду и забывают всё, что их связывало с землёй. А дальше они прибывают или летают над полями заросшие жёлтыми цветами, и больше ничего не происходит. Сейчас есть люди, которые тоже верят в некую пустоту в загробном мире. Думаю – это были первые представления о потустороннем мире.
2. Там всё как у нас.
Есть мнение, что человек продолжает жить такой же жизнью, какая у него была до смерти. Здесь ты был крестьянином и там будешь продолжать работать на чужих полях. Словно отраженная реальность, какая думаю современную человеку покажется несправедливой.
3. Рай и ад.
Чуть позже появляется версия о местах для грешников и праведников. Одним обещаны Элизиум или Елисейские поля, а другим тёмные расщелины: откуда нет выхода. И самый распространённый вариант – это конечно существование ада и рая. Основные представления о месте для праведников в христианстве, то бишь рая, выглядят как сад из которого по преданию были изгнаны Адам и Ева, или в некоторых случаях городом обнесённого высокой стеной. Естественно все кто туда попадет, остается там навсегда, а остальные должны безнадёжно остаться дальше от источника света.
Хочется подчеркнуть, что все цивилизации почему-то больше уделяли внимание для описания ада, а рай предпочитали обходить стороной. Люди описывали самые ужасные мучения: начиная от Данте и заканчивая русской литературой.
В русской литературе множество рассказов и случаев связанных с мучениями людей: реки горящей смолы, и разнообразных пыток для физического тела. Места лишённые света и радости, где душа пребывает больше в духовных страданиях чем в физической. Отчаянье – это главное состояние души в ином мире, если верить христианскому учению.
Любимый апокриф Достоевского «Хождение Богородицы по мукам», рассказывает как Богородица, умоляет Сына ослабить муки грешников в аду.