Если вы долго смотрели когда-нибудь на серебристую звезду, то, наверное, заметили, что звезда не просто светящаяся точка, а точка, излучающая то голубой, то белый, то розовый свет. Свет звезды неодинаков, в середине он ярко-желтый, золотистый, а по краям как бы притемненный. Излучая свет, звезда словно зовет кого-то, посылая сигналы, и не только посылает, но и как бы получает ответные с земли. Может быть, поэтому иногда звезды срываются с неба и падают вниз.
Древние люди, приметив это, стали присматриваться к деревьям, цветам, пытаясь узнать звездного собеседника... И увидели маленькие светло-голубые цветочки с желтыми кружочками посредине, которые, качаясь от легкого ветерка, напоминали цвет и колебание звезд.
— Астра! — воскликнули они, что в переводе на русский язык означает «звезда». С тех пор и осталось за бледно голубым цветком название «астра».
В Европу астра пришла из Китая В 1728 году ее семена привез в Париж патер Инкервиль и подарил их известному фращфзскому ботанику Антуану Жюсье. Жюсье вырастил в королевском саду Трианон крупные цветы ярких расцветок с желтым кружочком посредине и назвал их королевами маргариток.
Привезенная из Китая в Европу астра потребовала тепла, и ботаники начали выводить в теплицах ее новые сорта. Целых двадцать два года потратили они, пока у одного из ботаников не расцвел невидимый махровый цветок. Желтая серединка его исчезла, а лепестки стали точно такими же, как у ромашки. За новым растением прижилось название астра
китайская. Среди китайских астр ныне существует около четырех тысяч сортов, которые ботаники объединяют в сорок групп, десять типов и три класса, а род астр насчитывает около двухсот пятидесяти видов.
Необычайно прекрасны пионовидные астры, выведенные версальским садоводом Трюффо, а знаменитая французская фирма Вельморен вырастила около четырехсот нидоя и форм растений, среди которых есть роскошные сорта однолетних астр. Цветут они с конца лета до заморозков. Есть среди астр низкие и высокие, с соцветиями всевозможных окрасок — от белоснежных, голубых, кремовых, желтых, фиолетовых, тем но-красных до двухцветных и даже трехцветных, с разнооб разным строением цветов: хризантемовидные, роэовидные, пионовидные. Диаметр цветка некоторых сортов достигает семнадцати сантиметров. Однолетние астры удалось выра стить даже в Антарктиде на советской научной станции Ново-лазаревская: на небольшой обогреваемой пристройке под прозрачной двухслойной полиэтиленовой крышей с пятисантиметровой воздушной прослойкой целых шесть кустов розо вых астр расцвели среди белого безмолвия.
Астра — наидревнейшес растение. Когда около Симферо поля вскрыли царскую гробницу двухтысячелетней давно сти, то среди разных гирлянд из листьев аканта, лавра и шишек сосны увидели изображение астры. Астра у древних греков считалась амулетом.
Интересно, что изображение астры было на фуражках бойцов венгерской Красной армии. Ее носили поэты и писате ли Антал Гидаш, Иожеф Фодор, Дола Йиеш, Мате Залка. В языке цветов Венгрии астра олицетворяет осень, именуется остирозой, что в переводе на русский язык означает «осенняя роза».
Астры— последняя улыбка осени, красивы и неприхот ливы, вызывают различные ассоциации. Одни, увидев их, радуются; другие— грустят; третьи думают о вечности красоты, а четвертые разводят руками: зима на дворе, а они расцветают, выдерживая морозы до семи градусов, то, посылая сигналы, и не только посылает, но и как бы получает ответные с земли. Может быть, поэтому иногда звезды срываются с неба и падают вниз.
Очень эффектны астры, цветущие около бассейна или водоема. Отражаясь в прозрачной воде, они соревнуются с белизной облаков, оттеняя и подсвечивая их.
Запах поздних цветов неподражаем. Объединив основные запахи осени, они доносят и сырость дождя, и увядание листвы, и горьковатый залах хвои.
Существует поверье: если ночью стать среди астр и вни мательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание — так астры общаются со своими сестрами- звездами. И неудивительно— по легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. А легенда была порождена астрономами, точнее же, парижским астрономом Александ- ром-Анри-Габриэлем Кассини. Кассини в молодости изучал науку о небесных телах, а оставшуюся жизнь посвятил бота нике. И так преуспел в исследовании семейства сложноцвет ных, что их одно время даже пытались переназвать его именем.
В 1826 году он выделил из семейства астр новый род каллистефус, что в переводе с древнегреческого означает «прекрасный цветок». Так за сто лет до него называл астры, привезенные из Китая, иезуит Инхервиль; Кассини же обнаружил это название в старых записях ботаника Антуана Жюсьс.
В ботанической систематике два разных рода этих растений в обиходе и в цветоводческой практике одинаково именуются астрами: каллистефусы — астрами однолетними, или китайскими, а настоящие астры — многолетними.
В нашей стране растет двадцать шесть видов истинных астр, и шесть из них являются эндемиками советского Даль него Востока Самые интересные из указанных — весеннецве тущая астра фори полутораметровой высоты и астра роскош нолистная с уникальными кожистыми листьями размером в ладонь.
Карел Чапек в «Горе садовода» писал: «А ведь бывает, что вы весной посадите какую-нибудь астру, и она к октябрю даст вам двухметровый девственный лес, в который вы боитесь вступить, так как не уверены, что найдете дорогу обратно».
Чапек не ошибался: новоанглийская астра достигает двухметровой высоты, а астра новобельгийская, или виргинская — ставосьмидесятисантиметровой высоты с многочисленными разветвленными одеревеневшими побегами, на каж дом из которых распускается до двухсот цветочных корзинок так ярко и плотно, что за ними совсем не видно листьев.
Человеку, вошедшему в их заросли, очень трудно бывает выйти назад.
Приметив корневую систему виргинской астры, садоводы стали высаживать ее для укрепления берегов, и теперь астра приносит не только практическую пользу, но, расцветшая и не единожды отраженная в воде, усиливает эстетическое воздействие. Ее сорт Синяя Драгоценность к тому же и доб рый медонос.
Астры алтайская и татарская используются в тибетской народной медицине. А астры мохнатая и татарская являются живыми индикаторами для геологов: на почвах, богатых никелем, они меняют окраску цветов, как бы подсказывая геологам, где следует искать залежи этого металла.