Найти тему
Записки из подполья

Мимолетность жизни, самураи и сочетание юмора с нарочитой жестокостью. О фильмах Такеши Китано.

Оглавление

Пока люди делят мир на черное и белое, Такеши Китано показывает как наслаждаться жизнью даже если нужно будет отрубить фалангу собственного пальца.

Откуда растут ноги

В юности Такеши Китано показывал хорошую успеваемость, он успешно заканчивает школу и по рекомендации матери поступает на инженерный факультет. Позже Такеши принимает решения жить самостоятельно и постепенно растворяется в неоновых вывесках района Синдзюку в Токио, забыв про существование учебного заведения. Ему приходится слоняться по низкооплачиваемым работам, но с их помощью он видит тот бурлящий поток жизни, который в будущем отобразит в своих киноработах. Наблюдая с низов, Такеши смотрит на происходящее, видит разные слои населения от проституток, якудз, до обычных, выжатых как лимон, японцев. Можно представить , как где-то на улице у должников выбивают долги, похоть и разврат занимается поиском собственных клиентов, а кто-то бесцельно слоняется по переулкам день ото дня. Этот круговорот событий напоминает скорее хаотичность в движении и, вместе с ним, приходит осознание мимолетности человеческого существования.

-2

Самураи и их добродетели

Большинство фильмов Китано связаны с организованной преступностью или косвенно касаются её. Нельзя сказать, что якудза являются прямыми потомками самураев, но они наверняка создавали собственные традиции на основе самурайской этики. Это не трудно заметить, если почитать о семи добродетелях бусидо. Отрезание фаланги мизинца чаще всего делают в знак преданности, либо из желания принести извинение. Больше всего экранного времени Такеши Китано дает как раз персонажам, которые полны мужества, чести и преданности. Прослеживается закономерность, где герой, которого он играет, всегда трагически погибает в конце фильма. И это опять же нас отсылает к самураям. Согласно Хагакурэ, самурай готов умереть в любой момент. А вот что говорил сам Такеши:

Современные люди научились игнорировать смерть и делают вид, что ее не существует. Но смерть следует за человеком всегда — хочет он или нет. Я, например, всегда готов к ее приходу.

Невольно эта мысль идет по пятам персонажей, достигает или обходит стороной - неважно, путь самурая заключается в смерти.

-3

Комичность жизни

Такеши Китано был комиком, поэтому в его картинах так гармонично переплетается жестокость с юмором. Юмор призван бороться с невыносимой тяжестью будней и окружающими раздражителями. Вместе эти два понятия идут рука об руку. Жизнь человека наполнена как положительным, так и отрицательным опытом. По сравнению с тем же Квентином Тарантино, который нарочито использует некоторые комичные приемы в своих фильмах, Китано скорее мастерит что-то уникальное из обыденности. В какой-то момент самый жестокий якудза может предстать нелепым ребенком, который потом вселяет чувство сопереживания в сердце смотрящего. Магнетизм юмора Такеши Китано заключается в его способности очеловечить даже самого безжалостного подлеца.

-4

Послесловие

Нет ничего лучше, чем вдохнуть жизнь в непримечательные и скучные будни, особенно когда используешь для этого взгляд одновременно безумного и талантливого японца. Главное в картинах Такеши, что приглянулось лично мне, так это осознание бессилия перед хаотичной случайностью, которая вряд ли когда-то будет благоволить нам. Стоит порой давать себе отчет, что не все подвластно человеку и порой нет лучшего решения, как просто следовать заранее намеченному пути.