Найти тему
Умный Журнал

Провезенная под обстрелом "Ленинградская" симфония Шостаковича

Оглавление

«Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича – это целая эпоха, история о боли и героизме, символ кровавых лет Великой Отечественной войны. Рожденная в огне войны, симфония № 7 стала олицетворением одновременно и горя, произошедшего с советским народом, и силы, которую он проявил в смертном бою. Уже много лет эта музыка вызывает у меня всплеск сильнейших эмоций, поэтому хочется поделиться небольшим очерком про создание и исполнение симфонии.

Д.Д.Шостакович
Д.Д.Шостакович

"Я никогда не сочинял так быстро..."

Симфония была написана в рекордные сроки – всего за 5 месяцев, с июля по декабрь 1941 года, однако в октябре композитору пришлось покинуть родной Ленинград и продолжить работу уже в Куйбышеве (ныне – Самаре). Стоит отметить, что Куйбышев по время Великой Отечественной войны являлся «запасной столицей» страны и одним из главных госпитальных центров.

«Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая — 17 сентября, а третья — 29 сентября. Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас.»
Сообщение Шостаковича прессе, октябрь 1941 года
Памятник Д.Д. Шостаковичу в Самаре
Памятник Д.Д. Шостаковичу в Самаре

Существует свидетельства, что Шостакович приступил к написанию симфонии еще до начала войны, но здесь мнения исследователей разнятся: одни считают, что такие допущения не вызывают доверия, в то время как остальные убеждены, что композитор еще в мирное время начал писать то, что в дальнейшем превратилось в симфонию № 7. Сам Д.Д. Шостакович в одном из своих обращений говорит:

«Моя Седьмая симфония навеяна грозными событиями 1941 года. В нашей борьбе с фашизмом, в нашей грядущей победе над врагом моему родному городу Ленинграду я посвящаю это сочинение».

Несмотря на это, основания сомневаться все же есть, ведь по словам друзей композитора, самый знаменитый эпизод симфонии «нашествие» он показывал студентам еще до начала войны.

Первые исполнения

Симфония впервые была исполнена оркестром Большого театра в Куйбышеве в марте 1942 года, и после блестящей премьеры звучала по всему СССР. Интересен тот факт, что немецкий посол в нейтральной Швеции был против исполнения произведения на территории страны: настолько сильным был моральный импульс композиции.

В Ленинграде исполнение седьмой симфонии было символически назначено на 9 августа 1942 года – в этот день, когда согласно приказу Гитлера, вражеские войска должны были вступить в город. Партитура была доставлена в Ленинград прорвавшимся через обстрел самолётом. Однако перед дирижером, Карлом Элиасбергом, встала непосильная задача: нужно было найти оркестрантов, ведь в единственном в городе оркестре – оркестре Ленинградского радиокомитета – осталось 15 человек из 90. Выживших музыкантов искали по всему городу и отзывали с линии фронта. Ценой больших усилий к июлю 1942 года дирижеру все же удалось собрать почти полный состав оркестра.

Карл Элиасберг
Карл Элиасберг

Начальные репетиции были очень короткими: скрипачи с трудом передвигали смычками, а у исполнителей на духовых инструментах выделение слюны вызывало обостренное чувство голода.

Известен случай, который больше похож на чудо, нежели на реальную историю. Когда Элиасберг не увидел на репетиции Жавдета Айдарова (барабанщика), на вопрос дирижера музыканты ответили, что Жавдет умер от истощения и лежит в мертвецкой. Тогда Карл Элиасберг решил удостовериться, и, когда он спустился в то помещение, то уловил у барабанщика едва заметное дыхание и понял, что тот жив. В дальнейшем Жавдет Айдаров получил дополнительный кусок хлеба и немного восстановился.

Самого дирижера на репетиции привозили на санях, так как от голода он совсем ослабел.

Легендарное прочтение

9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии впервые за весь военный год зажгли все свечи, бросив при этом войне вызов: яркий свет был хорошим ориентиром для немецких летчиков, а электричество в блокадном Ленинграде было на вес золота. Колонны были покрыты инеем, потому что даже за лето не успели оттаять после экстремально холодной зимы.

Ленинградская филармония, 1942 год
Ленинградская филармония, 1942 год

Музыканты потом вспоминали: на премьеру пришли люди в красивых нарядах, но эти наряды висели на тощих зрителях, как на вешалках. Вдуматься только! Осада, вокруг разрушающая война, а мужественные советские люди нашли в себе силы нарядиться в театр, как это было принято до войны, чтобы хотя бы ненадолго почувствовать атмосферу мирного времени.

Во время исполнения "Ленинградской" симфонии Ленинград плакал. В это время войскам, оборонявшим город, был отдан приказ открыть массовую стрельбу по вражеским точкам, чтобы не допустить обстрела во время исполнения.

«Ленинградская» симфония – это символ единения советских людей перед лицом войны, благодаря которому население всех союзных республик раз на разом находили силы сражаться дальше, а противник все больше убеждался, что этих людей побороть не получится.

Санкт-Петербургская филармония сейчас
Санкт-Петербургская филармония сейчас

Дмитрий Дмитриевич Шостакович ушел из жизни 9 августа 1975 года в Москве, спустя ровно 33 года с того дня, как в охваченном кольцом блокады северном Ленинграде была исполнена его Седьмая симфония.

Дорогие читатели! Тем, кто никогда не слышал симфонию, настоятельно рекомендую послушать хотя бы отрывок, а все мнения и мысли приветствуются в комментариях:)

Источники:

https://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/oktyabr/17/simfoniya_o_pobednom_torzhestve_vsego_vysokogo_i_prekrasnogo/

https://nvspb.ru/2013/12/25/gorod-vyjil-potomu-chto-jil-chast-ii-53216