На протяжении всей истории человечества военные флоты развивались в определенном направлении. Корабли увеличивались в размерах и их ограничивало только наличие технических возможностей перемещать по волнам конструкции желаемых размеров. Весла, паруса, паровые двигатели.
В начале XX века эта эволюция практически достигла своего предела - на смену броненосцам пришли линейные корабли. Монстры водоизмещением в десятки тысяч тонн, силовые установки которых позволяли перемещаться на тысячи морских миль с крайне впечатляющими скоростями. Главный калибр этих махин уже к Первой Мировой войне составляли орудия калибром 305 мм, позволявшие отправлять на десятки километров снаряды весом в несколько сотен килограммов. Под стать "мечу" был и щит - толщина брони в наиболее защищенных частях линкоров составляла десятки сантиметров.
Все уважающие себя страны строили линкоры в тех количествах, на которые хватало средств. И продолжали их совершенствовать до Второй Мировой войны. Предельные параметры, воплощенные в металле, принадлежат японцам - "Ямато" и "Мусаси" имели полное водоизмещение в 72 тысячи тонн, длину в 263 метра и могли при этом развить скорость в 27 узлов (почти 50 км/ч). Гигантские орудия калибром 460 мм могли отправить снаряды длиной почти 2 метра и весом почти полторы тонны на дальность в 42 км.
Однако оказалось, что эти монстры устарели уже на момент постройки. Им на смену пришли авианосцы. Чтобы отправить "Ямато" на дно американцам понадобилось 386 самолетов с 11 авианосцев. Много, но потери составили 10 самолетов и 12 человек, а японцы потеряли очень дорогой и уникальный корабль и несколько тысяч моряков.
И пока гегемония авианосцев на море сохраняется. Вот только надолго ли?
8 августа 2021 года Китай отработал нанесение массированного ракетного удара по авианосной ударной группе. Для удара использовались баллистические ракеты средней дальности DF-26В, стрелять которыми можно на расстояние до 4000 км. Можно считать эти пуски ответом на отправку Великобританией своего авианосца HMS Queen Elizabeth (R 08) в Южно-Китайское море. Но важно не это.
Уже в 1950е годы началось бурное развитие ракетной техники и появились первые противокорабельные ракеты. Хотя этому "мечу" противопоставили "щит" ПВО и ПРО кораблей и соединений, продержавшийся несколько десятилетий, в последние несколько лет "снаряд" набрал резкий отрыв - появились гиперзвуковые ракеты.
Конечно, апологеты авианосцев скажут, что в ближайшие годы появится и ПРО, способная такие ракеты перехватывать. Однако, откровенно говоря, даже у главной авианосной державы планеты - США - возникают большие проблемы не только с перехватом гиперзвуковых, но даже с отражением массированных налетов сверхзвуковых ракет. К счастью для планеты, проверять возможности авианосной группировки по перехвату сверхзвуковых ракет в бою пока не приходилось. Но если мы добавим в уравнение спецБЧ на ракетах - проблема для "самых больших боевых кораблей" усложнится на порядок.
А средства доставки уже есть не только у двух сверхдержав. И далеко не только у китайцев. Довольно быстро в исторической перспективе сверхзвуковые ПКР появятся у всех мало-мальски серьезных стран. А затем, возможно, и гиперзвуковые.
На это можно возразить, что в Пентагоне сидят не идиоты и тратить $13,8 млрд на "Джеральд Р. Форд" впустую никто бы не стал. Но разве идиоты строили "Ямато"? Будут ли построенные в ближайшие 7-10 лет авианосцы последними большими боевыми кораблями?
Узнаем. Осталось немного подождать.