Найти тему

Кончится ли на авианосцах эпоха "больших кораблей"?

Авианосец Королевского флота Великобритании HMC "Королева Елизавета".
Авианосец Королевского флота Великобритании HMC "Королева Елизавета".

На протяжении всей истории человечества военные флоты развивались в определенном направлении. Корабли увеличивались в размерах и их ограничивало только наличие технических возможностей перемещать по волнам конструкции желаемых размеров. Весла, паруса, паровые двигатели.

В начале XX века эта эволюция практически достигла своего предела - на смену броненосцам пришли линейные корабли. Монстры водоизмещением в десятки тысяч тонн, силовые установки которых позволяли перемещаться на тысячи морских миль с крайне впечатляющими скоростями. Главный калибр этих махин уже к Первой Мировой войне составляли орудия калибром 305 мм, позволявшие отправлять на десятки километров снаряды весом в несколько сотен килограммов. Под стать "мечу" был и щит - толщина брони в наиболее защищенных частях линкоров составляла десятки сантиметров.

Все уважающие себя страны строили линкоры в тех количествах, на которые хватало средств. И продолжали их совершенствовать до Второй Мировой войны. Предельные параметры, воплощенные в металле, принадлежат японцам - "Ямато" и "Мусаси" имели полное водоизмещение в 72 тысячи тонн, длину в 263 метра и могли при этом развить скорость в 27 узлов (почти 50 км/ч). Гигантские орудия калибром 460 мм могли отправить снаряды длиной почти 2 метра и весом почти полторы тонны на дальность в 42 км.

Однако оказалось, что эти монстры устарели уже на момент постройки. Им на смену пришли авианосцы. Чтобы отправить "Ямато" на дно американцам понадобилось 386 самолетов с 11 авианосцев. Много, но потери составили 10 самолетов и 12 человек, а японцы потеряли очень дорогой и уникальный корабль и несколько тысяч моряков.

И пока гегемония авианосцев на море сохраняется. Вот только надолго ли?

8 августа 2021 года Китай отработал нанесение массированного ракетного удара по авианосной ударной группе. Для удара использовались баллистические ракеты средней дальности DF-26В, стрелять которыми можно на расстояние до 4000 км. Можно считать эти пуски ответом на отправку Великобританией своего авианосца HMS Queen Elizabeth (R 08) в Южно-Китайское море. Но важно не это.

Уже в 1950е годы началось бурное развитие ракетной техники и появились первые противокорабельные ракеты. Хотя этому "мечу" противопоставили "щит" ПВО и ПРО кораблей и соединений, продержавшийся несколько десятилетий, в последние несколько лет "снаряд" набрал резкий отрыв - появились гиперзвуковые ракеты.

Конечно, апологеты авианосцев скажут, что в ближайшие годы появится и ПРО, способная такие ракеты перехватывать. Однако, откровенно говоря, даже у главной авианосной державы планеты - США - возникают большие проблемы не только с перехватом гиперзвуковых, но даже с отражением массированных налетов сверхзвуковых ракет. К счастью для планеты, проверять возможности авианосной группировки по перехвату сверхзвуковых ракет в бою пока не приходилось. Но если мы добавим в уравнение спецБЧ на ракетах - проблема для "самых больших боевых кораблей" усложнится на порядок.

А средства доставки уже есть не только у двух сверхдержав. И далеко не только у китайцев. Довольно быстро в исторической перспективе сверхзвуковые ПКР появятся у всех мало-мальски серьезных стран. А затем, возможно, и гиперзвуковые.

На это можно возразить, что в Пентагоне сидят не идиоты и тратить $13,8 млрд на "Джеральд Р. Форд" впустую никто бы не стал. Но разве идиоты строили "Ямато"? Будут ли построенные в ближайшие 7-10 лет авианосцы последними большими боевыми кораблями?

Узнаем. Осталось немного подождать.