Мне остается только брюзжать на эту тему. Я люблю советское кино, но я не из союза. Я не рос в СССР, мне непонятны приметы этого времени, однако качественную драматургию от помоев, в силу профессиональных умений, отличить могу. Вроде бы одна страна, один национальный багаж, и такие разные фильмы.
Почему русские комедии настолько уступают советским?
И эту сцену я считаю остроумной. Считаю смешной. Хотя в кадре не было ни одной реплики. Достаточно действия и реакции Труса на него, чтобы прикол сработал. Не потребовалось ни оголенных промежностей, ни ругательных слов, которые современные авторы находят уморительными.
Знаете, возможно, я бы посмеялся над шутками в Непосредственной Кахе, если бы был способен единолично поглотить три бутылки водки, но мне такое не по зубам. Что для меня смерть в стиле "Прощай Рок-эн-Ролл", то для наших киноделов -- столовая норма. По трезвяку эпизоду с коричневой симфонией ("Непосредственно Каха") невозможно уделить несколько минут хронометража.
Комедия из замещения ожидания превратилась в раскатистую шутку, которую хулиган с задней парты издаёт отнюдь не ртом. Тогда, возможно, нас это смешило, но мы были детьми. Даже в школьном возрасте я находил "Бриллиантовую руку" и "Кавказскую пленницу" забавными. Я вырос на этих картинах, и думал, что фильмы всегда будут такими. Но после перестройки киноделы отжали у Ктулху "Некрономикон", вытащили из недр преисподней "Самый лучший фильм", и мне сделалось не по себе.
Это не камень в огород "Comedy Club" (вру, конечно камень). Там, на сцене, ребята время от времени исполняют остроумные вещи, не касаясь тем ниже пояса. И не то чтобы я был против таких шуток: иногда они уместны и даже забавны. Однако другое дело, когда из них состоит весь фильм.
Есть причина, по которой фильмы в СССР требовали творческого подхода, и именно поэтому тогда снимали лучше.
Безусловно, Гайдай и Тарковский гениальные режиссёры, но дело не только в гениальности и умении снимать с душой. Дело в цензуре. Цензура вынуждала и сценаристов, и актёров, и режиссёров работать так, чтобы было смешно без использования приколов в стиле членов (партии) и чьего-нибудь бампера.
Строгий отбор побуждал их использовать то, что называется юмором, а юмор заключается в умении смешно пошутить. Большинство русских комедий слеплены из факта пьянства и бухих потасовок ("Горько"), но напрочь лишены комичности.
Даже малейший намёк на непристойности глухо гасился цензорами в СССР. Изначально в фильм хотели включить мультик, где Трус и Бывалый пишут на заборе "ХУ...", слышат милицейский свисток, и тогда Балбес дописывает "...дожественный фильм".
Минимум пошлости -- и цензоры всё равно её завернули.
Благодаря такому давлению и получались настоящие комедии. Лишь один современный фильм на моей памяти отличился таким же качеством: "Каникулы строгого режима". Мы бились за свободу выражения, бились за минимизацию цензуры, получили стриминговые платформы, и.... стали снимать фильмы на уровне хита из "Идиократии" про то, где сейчас оказалось наша киноиндустрия.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал.