Найти тему

Автошколы | Инкубаторы будущих ДТП

Оглавление

Привет всем, кто подписан на канал или только собирается это сделать. Сегодня о наболевшем для всех. О моих "любимых" автошколах. И да, эта тема касается ровно всех. Пешеходов, водителей и тех, кто только собирается получить водительское удостоверение.

Фото Яндекс Картинки
Фото Яндекс Картинки

Изложить свое мнение по поводу автошкол и уровне обучения я хотел уже давно, но все как-то не было информационного повода. Недавно этот повод дало Минпросвещения. Видимо кто-то все-таки задумался о том, что на дорогах творится полный адъ и Израиль и зачастую этому способствуют молодые водители. В 2019 году произошло более 10 000 ДТП с молодыми водителями, жертвами в которых стали 846 человек. Еще 14 тысяч пострадали. Добавлю, что молодыми считаются водители со стажем менее 2 лет.

Чтобы не читать потом комментарии из серии: "Откуда тебе знать, иди и сам попробуй учить" или "Автор - не лезь не в свой огород", сразу обозначусь. За спиной два курса контраварийной подготовки, работа инструктором по контраварийке, участие в различных автомобильных соревнованиях и их организация. Ну и стаж вождения более 17 лет с одним ДТП.

Соревнования в г. Новосибирск
Соревнования в г. Новосибирск
На полигоне автошколы
На полигоне автошколы

Почему систему обучения нужно менять?

За последние три года несколько моих знакомых / друзей получили ВУ. Мне удалось понаблюдать процесс обучения, процесс практического экзамена, пообщаться с инструкторами и потом уже оценить качество подготовки. Сказать, что я охренел - ничего не сказать.

Теория

Многие автошколы начали практиковать обучение теории в режиме удаленки. Как Вам такое? При этом сделали его дешевле, чем в классе. Чем может научится курсант в режиме онлайн, постоянно отвлекаясь? И только не говорите, что все бы сейчас с удовольствием сидели и слушали преподавателя, не отвлекаясь на кофе, лающую собаку или бухого мужа, который приперся с работы. Дай человеку возможность расслабиться - он непременно это сделает.

Что входит в теорию? ПДД и все. Мало какая автошкола содержит в штате психолога, который расскажет про типы водителей, как их распознать на дороге, опасности стресса за рулем и прочих деталях, которые с легкостью могут убить водителя и окружающих. Много вы знаете инструкторов, которые рассказывают про то, что дистанцию нужно измерять в секундах, а не в метрах или тем более в корпусах автомобиля? Или что существуют три зоны наблюдения? Дальняя (стратегическая), средняя (зона принятия решения) и ближняя (зона действия). Я таких встречал только в одной автошколе и в одной организации, в штате которой очень много водителей.

Помимо этого, есть еще очень много теоретических знаний, которые необходимо вложить в голову курсанта. Начиная от объяснения особенностей поведения автомобилей с разным типом привода, до знания косвенных признаков, которые позволяют предугадать поведение окружающих водителей и пешеходов.

Сейчас каждая автошкола самостоятельно вырабатывает свою систему обучения, на основе Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 20.12.2019) "О допуске к управлению транспортными средствами" (вместе с "Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2021), а так же на основе Приказа Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 1408.

Самое интересное кроется в полном названии последнего документа: Приказ Минобрнауки РФ от 26.12.2013 №1408 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИИ.

Примерных, бл*ть. Что тут еще можно комментировать. Это определенно нужно менять и вводить четкую систему обучения, где будет отражено все, что может повлиять на безопасность дорожного движения.

Практика

Вот где все четко. Все расписано идеально. Практические занятия в классе, где есть руль, педальки, КПП, практические занятия на автодроме с ограниченным набором фигур и практика на дорогах, с ограниченными маршрутами. Все четко и никакого, нахрен, толка. Приведу несколько примеров.

Фото Яндекс Картинки
Фото Яндекс Картинки

Естественно в классах всех учат правильному хвату и вращению рулевого колеса. Объясняют, что нужно только так, потому что создается правильное усилие при вращении "баранки", так как мышечный корсет, физиология, все дела. А кому-нибудь инструктор показывал на практике, что будет, если водЯтел держит руль снизу? Или за спицу, а тем более за ступицу? Поверьте, если пару раз курсант получит по рукам от резкого вращения колеса, у него останется это в памяти надолго, и когда-нибудь может спасти жизнь ему и окружающим.

Автодром. Стандартный набор фигур дает только базовые навыки маневрирования. Есть вещи, которые смогут дать курсантам больше чувства автомобиля. Например "змейка со смещением". Если считаете, что в этом ничего особенного - найдите площадку, поставьте 5-6 конусов (бутылок с водой) и покатайте обычную змейку. А потом расставьте конусы в шахматном порядке и измените между ними расстояние. Где-то больше, а где-то меньше. Результат вас может очень удивить. Навык прохождения подобной фигуры - жизненно важен на дороге. И таких простейших фигур еще много: "Восьмерка", "калейная доска" и др.

Фото Яндекс Картинки
Фото Яндекс Картинки

Город. Это конечно отлично, кататься по городу по заранее согласованным маршрутам, есть одно "но", которое называется "привычка". Маршруты для экзаменов известны заранее и их откатывают в автошколе. Обычно там нет высоких разбитых трамвайных переездов, движения в плотном потоке, движения по кольцу с перестроением и много другого. И да, все это еще и с ограниченной скоростью. Вот объясните мне, почему у водителей есть не штрафуемый предел, а у курсанта нет? ГИБДД реально верят в то, что 18-ти летний парень, который получил права, будет ездить строго по знакам и по откатанному маршруту? Бред же, согласитесь. Скорее всего, он покатается немного спокойно, а потом посадит в салон телочек, закатает машину в круг и начнет наваливать. Что в итоге? Правильно, ДТП и скорее всего в "салат".

Итог

Современная система обучения готовит не водителей, а автовладельцев, которые знают только то, что автомобиль может с комфортом переместить их ж*пу из точки А в точку Б. При этом, нет никакого груза ответственности перед собой и окружающими за свое поведение. Нет навыка управления автомобилем, есть только навык езды на нем. Поверьте, это совершенно разные вещи. Сейчас автошколы - это конвейер, производительность которого оценивается в денежном эквиваленте и проценте успешной сдачи экзаменов в ГИБДД. Надеюсь когда-нибудь будут оценивать по количеству ДТП с участием курсантов.

Мне очень бы хотелось, чтобы в ближайшее время ввели четкую и продуманную систему обучения водителей и строгую систему принятия экзаменов, где учитываются все навыки будущего водителя.

И если после этого, количество ДТП с молодыми водителями уменьшится хотя бы на 10%, это спасет около 100 человеческих жизней и более 1500 человек останутся здоровыми. И это не считая покалеченные жизни родителей, родственников и друзей тех, кто пострадал в ДТП.

P.S. Своей статьей я никак не хотел обидеть автошколы, инструкторов и курсантов, которые подходят к делу со всей ответственностью и понимают, что от их работы и их действий зависят жизни людей.