Уважаемый читатель, в этой стать речь пойдет о стране, которая многие века не дает покоя географам, путешественникам и искателям сокровищ. Первых привлекает перспектива установления научной истины, вторые движимы охотой к перемене мест, а третьи… их интерес станет понятным, когда мы уточним, о чем идет речь.
Примерно в 945 г. до н. э., согласно тексту Библии, иудейский царь Соломон заключил контракт со своим коллегой – финикийским царем Хирамом I, правившим в городе Тире, что на Средиземном море. Финикийцы по праву славились как непревзойденные мореплаватели и корабелы древности. Так вот, по словам библейского хроникера, «царь Соломон сделал корабль на береге Черного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на (этом) корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону». Несколько уточнений: Черное море – это Красное, Идумейская земля – это нынешнее побережье Акабского залива. 420 талантов – много это или мало? В аттической Греции талант равнялся 26,2 килограмма, исследователь Библии Гуте считает, что в таланте было 44 килограмма. Получается, что Хирам и Соломон доставила за один рейс от одиннадцати до восемнадцати тонн золота! Все эти сокровища были привезены из Офира.
Офир упоминается в Библии еще несколько раз. Далее говорится: «В три года раз приходил фарсисский корабль (тип быстроходного финикийского судна), привозивший золото, и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов».
Где искать вожделенную страну золота? Ведь библейский летописец не указал даже примерного ее расположения. И искать ли вообще? Что, если Офир просто легенда, не имеющая четкой географической привязи?
Характерно, что в других древних текстах тоже есть упоминания о «стране золота». Расшифровка египетских надписей описывает страну Пунт. Туда фараоны за десять веков до Соломона посылали свои суда за благовониями, слоновой костью, золотом, драгоценными камнями и прочими дефицитными товарами – список, как видим, в точности совпадает с описью грузов экспедиции времен царя Соломона. Также выяснилось, что шумерский царь Лагаша тоже посылал свои суда за золотом в некую страну Мелухху, лежащую «на берегах Нижнего моря» (Индийского океана).
Не вдаваясь в дальнейшие перечисления, скажем следующее: в III–I тысячелетиях до нашей эры многие древние источники упоминают о существовании некой области, располагающей богатыми запасами золота. А теперь главное: ряд историков склонен полагать, что речь идет об одной области, фигурирующей под разными названиями. Не исключено, что легендарная страна Офир, страна Пунт, из которой древние египтяне вывозили экзотические товары, и Мелухха шумеров – это одна и та же страна».
Предположение о том, где может находиться страна Офир были разные:
1. Индия.
2. Перу.
3.Соломоновы острова в Тихом океане.
Два последних предположения можно отнести на счет воображения искателей скорого богатства. Что же касается Индии, то действительно там есть и слоны, и павлины, и благовония, не говоря уже о золоте. Однако вряд ли здесь могли разрешить каким-либо иноземным морякам заниматься разработкой залежей и запросто вывозить из страны богатейшие сокровища.
Остается обратиться к наиболее правдоподобной версии, а именно, что Офир находится в Восточной Африке. В пользу ее говорят и смутные указания на то, что финикийцы бросали якорь где-то на 20-м градусе южной широты, в районе побережья нынешнего Мозамбика. Правда, путь до этой части Африки отнял бы у парусного судна куда меньше, где то полтора года. Выходит, трасса в страну золота пролегала не только по морю, но и вела от берега куда-то в глубь Африки. Но куда?
Когда корабли португальцев впервые достигли побережья Юго-Восточной Африки – это случилось в самом конце XV в., почти одновременно с открытием Америки, – они были потрясены пышностью приморских торговых городов: Софале, Килве, Момбасе. Португальцы узнали что в Софале есть рудник с золотом, откуда царь Соломон каждые три года получал золото и о том, что арабы в год вывозят около четырех тонн золота. В королевском дворце данная информация вызвала шок и бурю эмоций. Разграбив восточноафриканское побережье, никакого рудника португальцы не обнаружели. Возможно, золото поступало из Мономотапы, африканской империи в глубине континента. Однако сил на ведение войны на тот момент у португальцев не было.
Не удалось добраться до легендарной страны и Франсиско Баррето, вторгшемуся в Мономотапу в 1569 году и даже успевшему получить от своего короля титул «конкистадора рудников Мономотапы». Едва отпраздновав начальную победу, Баррето умер, и на сем военная экспедиция закончилась.
С середины XVII в. основные силы и внимание португальцы сосредоточили на более перспективной заморской колонии – Бразилии и о золоте Мономотапы постепенно стали забывать.
Осенью 1868 г. живший в Южной Африке американец Адам Рендерс терпеливо целую неделю крался за стадом слонов. Он не собирался стрелять в зверей. На сей раз его добыча должна была стать куда ценнее: в стаде он заметил старого, с трудом передвигавшего ноги слона. Рендерс был уверен, что они ведут умирающего к «кладбищу слонов» – легендарному месту, куда приходят окончить свои дни толстокожие гиганты. До сих пор никому еще не удавалось увидеть этот естественный склад слоновой кости, и Адаму – он не сомневался – предстояло стать первым человеком, открывшим слоновье кладбище.
Подойдя к берегу реки Лунди, в неглубоком месте животные переправились на другую сторону, уходя все дальше на север. Рендерс неотступно следовал за ними.
В одном месте русло реки сворачивало. Рендерс решил обойти стадо с подветренной стороны, он поднялся из высокой травы и увидел на высоком холме каменную крепость. Это был чуть ли не целый разрушенный город, обнесенный стеной, с башней из тесаных глыб. А рядом – еще одно сооружение, словно выросшее из гранита. И между возвышенностями, в седловине – россыпь каменных домов заброшенных и пустых.
Рендерс и думать забыл о слонах, ведь перед его взором открылась: Зимбабве (Большой Зимбабве), столица «золотой империи» Мономотапы. Многие из белых поселенцев Южной Африки слышали рассказы о ней, но видеть собственными глазами никому не доводилось. Правда, португальские источники утверждали, что недра золотой страны давным-давно уж истощились, но ведь в Зимбабве. Может, каменная крепость как раз и охраняла подлинные копи царя Соломона?!
Охотник возвратился в Трансвааль и рассказал об увиденном. Однако точного местонахождения города-крепости не указал. Он не собирался ни с кем делить славу и богатство первооткрывателя.
Организовать экспедицию в том же году ему не удалось: между поселениями буров и местными племенами начались боевые действия, а путь в Зимбабве лежал через опасную зону. Только в 1871 г., зимой, он вторично отправился в дальний путь на левый берег Лимпопо. Его спутник Джордж Филип, тоже охотник, едва поспевал за Рендерсом. Тот спешил как в лихорадке. Однако Рендерсу так и не удалось дойти до своего открытия, так как заблоел и умер из-за высокой температуры.
Джордж Филип рассказал о развалинах города известному на юге Африки немецкому геологу Карлу Мауху. Узнав о Зимбабве, Маух немедля двинулся в путь.
5 сентября 1871 г. он увидел двуглавую возвышенность. Одну вершину венчал эллиптической формы «храм» (так окрестил его Маух), вторую – «акрополь». Между ними, в седловине, покоились руины жилых построек.
Величественность высившихся развалин поразила Мауха. Он увидел здесь, в тысячах миль от больших городов, точную (так казалось ему) копию храма царя Соломона в Иерусалиме, а на соседней возвышенности – опять-таки судя по библейским описаниям – копию дворца царицы Савской! Если это так, значит, неисчерпаемый кладезь сокровищ тоже должен быть где-то неподалеку. А уж кому, как не ему, знать, что недра здешнего края богаты золотом! Однако подробных изысканий Мауху провести так и не удалось. Вождь народа макаланга, хозяин округи, принял любознательного гостя и оставил его при себе. Немец-геолог очутился под домашним арестом. Он мог сколь угодно долго обследовать останки Большого Зимбабве, но попытки заняться окрестными рудниками встречали вежливый, но твердый отпор.
Когда в 1872 г. Карл Маух вернулся наконец домой, его подробные описания Зимбабве вызвали дикий ажиотаж в мире старателей и золотодобытчиков. В междуречье Замбези и Лимпопо хлынули авантюристы и кладоискатели. К началу нашего века более ста тысяч заявок на золотоносные участки в районе древних рудников на землях народов машона и матабеле лежали в канцелярии губернатора Сесила Родса. Сам лорд Родс считал, что Зимбабве без всяких сомнений является библейским Офиром. На этом можно было бы поставить точку, однако в 1950-х гг. археологические находки в районе Зимбабве подвергли радиоуглеродному анализу, при этом оказалось, что ни одна из находок не датируется раньше I в. н. э. Иными словами, первый культурный слой начинается через тысячу лет после легендарного плавания финикийских кораблей с купцами царя Соломона, а вопрос является ли Зимбабве библейским Офиром, остается открытым.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.