Найти в Дзене
MIV

Сказочно богатая страна Офир.

Уважаемый читатель, в этой стать речь пойдет о стране, которая многие века не дает покоя географам, путешественникам и искателям сокровищ. Первых привлекает перспектива установления научной истины, вторые движимы охотой к перемене мест, а третьи… их интерес станет понятным, когда мы уточним, о чем идет речь. Примерно в 945 г. до н. э., согласно тексту Библии, иудейский царь Соломон заключил контракт со своим коллегой – финикийским царем Хирамом I, правившим в городе Тире, что на Средиземном море. Финикийцы по праву славились как непревзойденные мореплаватели и корабелы древности. Так вот, по словам библейского хроникера, «царь Соломон сделал корабль на береге Черного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на (этом) корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону». Несколько уточнений: Черное море – это Красное, Идумейская земля – это нынешнее побережье

Уважаемый читатель, в этой стать речь пойдет о стране, которая многие века не дает покоя географам, путешественникам и искателям сокровищ. Первых привлекает перспектива установления научной истины, вторые движимы охотой к перемене мест, а третьи… их интерес станет понятным, когда мы уточним, о чем идет речь.

Примерно в 945 г. до н. э., согласно тексту Библии, иудейский царь Соломон заключил контракт со своим коллегой – финикийским царем Хирамом I, правившим в городе Тире, что на Средиземном море. Финикийцы по праву славились как непревзойденные мореплаватели и корабелы древности. Так вот, по словам библейского хроникера, «царь Соломон сделал корабль на береге Черного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на (этом) корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону». Несколько уточнений: Черное море – это Красное, Идумейская земля – это нынешнее побережье Акабского залива. 420 талантов – много это или мало? В аттической Греции талант равнялся 26,2 килограмма, исследователь Библии Гуте считает, что в таланте было 44 килограмма. Получается, что Хирам и Соломон доставила за один рейс от одиннадцати до восемнадцати тонн золота! Все эти сокровища были привезены из Офира.

Глиняная табличка с надписью «Золото Офира», найденная в Израиле.
Глиняная табличка с надписью «Золото Офира», найденная в Израиле.

Офир упоминается в Библии еще несколько раз. Далее говорится: «В три года раз приходил фарсисский корабль (тип быстроходного финикийского судна), привозивший золото, и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов».

Торговое финикийское судно.
Торговое финикийское судно.

Где искать вожделенную страну золота? Ведь библейский летописец не указал даже примерного ее расположения. И искать ли вообще? Что, если Офир просто легенда, не имеющая четкой географической привязи?

Характерно, что в других древних текстах тоже есть упоминания о «стране золота». Расшифровка египетских надписей описывает страну Пунт. Туда фараоны за десять веков до Соломона посылали свои суда за благовониями, слоновой костью, золотом, драгоценными камнями и прочими дефицитными товарами – список, как видим, в точности совпадает с описью грузов экспедиции времен царя Соломона. Также выяснилось, что шумерский царь Лагаша тоже посылал свои суда за золотом в некую страну Мелухху, лежащую «на берегах Нижнего моря» (Индийского океана).

Не вдаваясь в дальнейшие перечисления, скажем следующее: в III–I тысячелетиях до нашей эры многие древние источники упоминают о существовании некой области, располагающей богатыми запасами золота. А теперь главное: ряд историков склонен полагать, что речь идет об одной области, фигурирующей под разными названиями. Не исключено, что легендарная страна Офир, страна Пунт, из которой древние египтяне вывозили экзотические товары, и Мелухха шумеров – это одна и та же страна».

Предположение о том, где может находиться страна Офир были разные:

1. Индия.

2. Перу.

3.Соломоновы острова в Тихом океане.

Два последних предположения можно отнести на счет воображения искателей скорого богатства. Что же касается Индии, то действительно там есть и слоны, и павлины, и благовония, не говоря уже о золоте. Однако вряд ли здесь могли разрешить каким-либо иноземным морякам заниматься разработкой залежей и запросто вывозить из страны богатейшие сокровища.

Остается обратиться к наиболее правдоподобной версии, а именно, что Офир находится в Восточной Африке. В пользу ее говорят и смутные указания на то, что финикийцы бросали якорь где-то на 20-м градусе южной широты, в районе побережья нынешнего Мозамбика. Правда, путь до этой части Африки отнял бы у парусного судна куда меньше, где то полтора года. Выходит, трасса в страну золота пролегала не только по морю, но и вела от берега куда-то в глубь Африки. Но куда?

Когда корабли португальцев впервые достигли побережья Юго-Восточной Африки – это случилось в самом конце XV в., почти одновременно с открытием Америки, – они были потрясены пышностью приморских торговых городов: Софале, Килве, Момбасе. Португальцы узнали что в Софале есть рудник с золотом, откуда царь Соломон каждые три года получал золото и о том, что арабы в год вывозят около четырех тонн золота. В королевском дворце данная информация вызвала шок и бурю эмоций. Разграбив восточноафриканское побережье, никакого рудника португальцы не обнаружели. Возможно, золото поступало из Мономотапы, африканской империи в глубине континента. Однако сил на ведение войны на тот момент у португальцев не было.

Зарисовка Софолы в 1863 г.
Зарисовка Софолы в 1863 г.
Порт Софала.
Порт Софала.

Не удалось добраться до легендарной страны и Франсиско Баррето, вторгшемуся в Мономотапу в 1569 году и даже успевшему получить от своего короля титул «конкистадора рудников Мономотапы». Едва отпраздновав начальную победу, Баррето умер, и на сем военная экспедиция закончилась.

С середины XVII в. основные силы и внимание португальцы сосредоточили на более перспективной заморской колонии – Бразилии и о золоте Мономотапы постепенно стали забывать.

Осенью 1868 г. живший в Южной Африке американец Адам Рендерс терпеливо целую неделю крался за стадом слонов. Он не собирался стрелять в зверей. На сей раз его добыча должна была стать куда ценнее: в стаде он заметил старого, с трудом передвигавшего ноги слона. Рендерс был уверен, что они ведут умирающего к «кладбищу слонов» – легендарному месту, куда приходят окончить свои дни толстокожие гиганты. До сих пор никому еще не удавалось увидеть этот естественный склад слоновой кости, и Адаму – он не сомневался – предстояло стать первым человеком, открывшим слоновье кладбище.

Подойдя к берегу реки Лунди, в неглубоком месте животные переправились на другую сторону, уходя все дальше на север. Рендерс неотступно следовал за ними.

В одном месте русло реки сворачивало. Рендерс решил обойти стадо с подветренной стороны, он поднялся из высокой травы и увидел на высоком холме каменную крепость. Это был чуть ли не целый разрушенный город, обнесенный стеной, с башней из тесаных глыб. А рядом – еще одно сооружение, словно выросшее из гранита. И между возвышенностями, в седловине – россыпь каменных домов заброшенных и пустых.

Большой Зимбабве найденный Адамом Рендерсом.
Большой Зимбабве найденный Адамом Рендерсом.
Большой Зимбабве (Коническая башня)
Большой Зимбабве (Коническая башня)
Большой Зимбабве.
Большой Зимбабве.
Большой Зимбабве.
Большой Зимбабве.
Большой Зимбабве.
Большой Зимбабве.
Большой Зимбабве.
Большой Зимбабве.
Большой Зимбабве.
Большой Зимбабве.
Большой Зимбабве (Коническая башня).
Большой Зимбабве (Коническая башня).

Рендерс и думать забыл о слонах, ведь перед его взором открылась: Зимбабве (Большой Зимбабве), столица «золотой империи» Мономотапы. Многие из белых поселенцев Южной Африки слышали рассказы о ней, но видеть собственными глазами никому не доводилось. Правда, португальские источники утверждали, что недра золотой страны давным-давно уж истощились, но ведь в Зимбабве. Может, каменная крепость как раз и охраняла подлинные копи царя Соломона?!

Охотник возвратился в Трансвааль и рассказал об увиденном. Однако точного местонахождения города-крепости не указал. Он не собирался ни с кем делить славу и богатство первооткрывателя.

Организовать экспедицию в том же году ему не удалось: между поселениями буров и местными племенами начались боевые действия, а путь в Зимбабве лежал через опасную зону. Только в 1871 г., зимой, он вторично отправился в дальний путь на левый берег Лимпопо. Его спутник Джордж Филип, тоже охотник, едва поспевал за Рендерсом. Тот спешил как в лихорадке. Однако Рендерсу так и не удалось дойти до своего открытия, так как заблоел и умер из-за высокой температуры.

Джордж Филип рассказал о развалинах города известному на юге Африки немецкому геологу Карлу Мауху. Узнав о Зимбабве, Маух немедля двинулся в путь.

5 сентября 1871 г. он увидел двуглавую возвышенность. Одну вершину венчал эллиптической формы «храм» (так окрестил его Маух), вторую – «акрополь». Между ними, в седловине, покоились руины жилых построек.

Величественность высившихся развалин поразила Мауха. Он увидел здесь, в тысячах миль от больших городов, точную (так казалось ему) копию храма царя Соломона в Иерусалиме, а на соседней возвышенности – опять-таки судя по библейским описаниям – копию дворца царицы Савской! Если это так, значит, неисчерпаемый кладезь сокровищ тоже должен быть где-то неподалеку. А уж кому, как не ему, знать, что недра здешнего края богаты золотом! Однако подробных изысканий Мауху провести так и не удалось. Вождь народа макаланга, хозяин округи, принял любознательного гостя и оставил его при себе. Немец-геолог очутился под домашним арестом. Он мог сколь угодно долго обследовать останки Большого Зимбабве, но попытки заняться окрестными рудниками встречали вежливый, но твердый отпор.

Когда в 1872 г. Карл Маух вернулся наконец домой, его подробные описания Зимбабве вызвали дикий ажиотаж в мире старателей и золотодобытчиков. В междуречье Замбези и Лимпопо хлынули авантюристы и кладоискатели. К началу нашего века более ста тысяч заявок на золотоносные участки в районе древних рудников на землях народов машона и матабеле лежали в канцелярии губернатора Сесила Родса. Сам лорд Родс считал, что Зимбабве без всяких сомнений является библейским Офиром. На этом можно было бы поставить точку, однако в 1950-х гг. археологические находки в районе Зимбабве подвергли радиоуглеродному анализу, при этом оказалось, что ни одна из находок не датируется раньше I в. н. э. Иными словами, первый культурный слой начинается через тысячу лет после легендарного плавания финикийских кораблей с купцами царя Соломона, а вопрос является ли Зимбабве библейским Офиром, остается открытым.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.