Я уже однажды писала, как по гравюрам можно датировать постройки древнего кремля, сегодня рассказ о еще одном подобном источнике.
Четыре гравюры-иллюстрации из книги Якоба Ульфельдта – единственный имеющийся в распоряжении науки графический источник, на котором изображен дворец-крепость в Александровой Слободе. По содержанию это – поздние иллюстрации к посольскому отчету. Гравюры выполнены в Дании много времени спустя по возвращении посольства на родину и составления Ульфельдтом своего отчета. Были ли сделаны подготовительные рисунки по памяти, которые до нас не дошли, вопрос открытый.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
Ульфельдт не живописал Слободу, он всего лишь изображал маршруты посольства во дворце и пункты посещений, иллюстрировал таким образом протокол. Не архитектура цель автора, а «графика посещений», передаваемая «человеческими гирляндами» – шпалерами опричников, церемониал. Лишенный натурального обзора, «прогоняемый сквозь строй» Ульфельдт видит не дворцовую резиденцию русского царя, а груди и спины опричников. Зато это – правда.
Изображение фантастического двухбашенного подколоколенного сооружения в центре Слободы стало для своего времени сенсацией. Не понимающий русскую архитектуру Ульфельдт изобразил таким образом арочную столпообразную звонницу, которая была ему в диковину. В Северной Европе таких звонниц для сверхтяжелых колоколов просто нет. Сверхтяжелые колокола в Европе всегда помещают в башни. Рисуя свой маршрут по памяти, Ульфельдт затруднился вспомнить, как колокола висели в Слободе. Вместо четырех реально существовавших столбов он оставил одну «опору» в виде второй башни, повесив колокола «гирляндою». Поскольку первая башня – столпообразная церковь, у него получилось две церкви.
Пытаясь ухватить ускользающую от него суть непонятного ему сооружения, он изобразил реально имевшую быть двускатную кровлю над звонницей (но без самой звонницы!), достоверно существовавший фряжский «плоскостной» портал (продублирован на второй лжебашне) башнеобразной церкви Алексея митрополита (кстати, единственный церковный портал, изображенный Ульфельдтом). При этом Ульфельдт не заметил ни шпиля циферблатов, ни яруса звона. Между тем башенные часы устраивались в Европе уже больше столетия – сначала на ратушах, потом – на церквях. Думаем поэтому, что он видел церковь и звонницу в первой редакции, а значит, перестройка Распятской колокольни происходила после 1578 г., это все еще в огромной степени был дворец Василия III.
По В. Кавельмахеру
Предыдущие статьи по теме: "Краткий очерк русско-литовского противостояния","Потомственный полководец", "Союзный договор как предлог к войне", "Победа в дождь, который мешал использовать огнестрельное оружие", "Как сгинули свидетельства истории Александровской Слободы", "Каким должен быть дворец государя", "Собор-загадка", "Церковь-казнохранилище"