Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Как посол в колокольнях запутался

Я уже однажды писала, как по гравюрам можно датировать постройки древнего кремля, сегодня рассказ о еще одном подобном источнике.

Четыре гравюры-иллюстрации из книги Якоба Ульфельд­та – единственный имеющийся в распоряжении науки гра­фический источник, на котором изображен дворец-крепость в Александровой Слободе. По содержанию это – поздние иллюстрации к посольскому отчету. Гравюры выполнены в Дании много времени спустя по возвращении посольства на родину и составления Ульфельдтом своего отчета. Были ли сделаны подготовительные ри­сунки по памяти, которые до нас не дошли, вопрос открытый.

Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях

Ульфельдт не живописал Слободу, он всего лишь изображал маршруты посольства во дворце и пункты посещений, иллюстрировал таким образом протокол. Не архитектура цель автора, а «графика посещений», передавае­мая «человеческими гирляндами» – шпалерами опричников, церемониал. Лишенный натурального обзора, «прогоняемый сквозь строй» Ульфельдт видит не дворцовую резиденцию русского царя, а груди и спины опричников. Зато это – правда.

Гравюру с изображе­нием Александровой слободы почти все, писавшие о ней, на­зывали фантастической, не жалея слов и выражений.
Гравюру с изображе­нием Александровой слободы почти все, писавшие о ней, на­зывали фантастической, не жалея слов и выражений.

Изображение фантастического двухбашенного подколоколенного сооружения в центре Слободы стало для своего времени сенсацией. Не понимающий русскую архитектуру Ульфельдт изобразил таким образом арочную столпообразную звонницу, которая была ему в диковину. В Северной Европе таких звонниц для сверхтя­желых колоколов просто нет. Сверхтяжелые колокола в Европе всегда помещают в башни. Рисуя свой маршрут по памяти, Ульфельдт затруднился вспомнить, как колокола висе­ли в Слободе. Вместо четырех реально существовавших столбов он оставил одну «опору» в виде второй башни, повесив колокола «гирляндою». Поскольку первая башня – столпообразная цер­ковь, у него получилось две церкви.

Южный фасад подколоколенной церкви Алексея-митрополита 
(Распятской колокольни) после перестройки в 70-е гг. XVI в. Реконструкция В. В. Кавелъмакера.
Южный фасад подколоколенной церкви Алексея-митрополита (Распятской колокольни) после перестройки в 70-е гг. XVI в. Реконструкция В. В. Кавелъмакера.

Пытаясь ухватить ускользающую от него суть непонятного ему сооружения, он изобразил реально имевшую быть дву­скатную кровлю над звонницей (но без самой звонницы!), достоверно существовавший фряжский «плоскостной» портал (продублирован на второй лжебашне) башнеобразной церкви Алексея митрополита (кстати, единственный церковный пор­тал, изображенный Ульфельдтом). При этом Ульфельдт не заметил ни шпиля ци­ферблатов, ни яруса звона. Между тем башенные часы уст­раивались в Европе уже больше столетия – сначала на ратушах, потом – на церквях. Думаем поэтому, что он видел цер­ковь и звонницу в первой редакции, а значит, перестройка Распятской колокольни происходила после 1578 г., это все еще в огромной степени был дворец Василия III.

По В. Кавельмахеру

Предыдущие статьи по теме: "Краткий очерк русско-литовского противостояния","Потомственный полководец", "Союзный договор как предлог к войне", "Победа в дождь, который мешал использовать огнестрельное оружие", "Как сгинули свидетельства истории Александровской Слободы", "Каким должен быть дворец государя", "Собор-загадка", "Церковь-казнохранилище"