В жизни, бывает, случаются события, которые делят бытие на «до» и «после». Вроде все как всегда, только все уже по-другому.
И у меня, само собой, в жизни такие события происходили.
Когда утром проснулся курсантом авиационного училища. Когда армия осталась лишь в воспоминаниях. Когда на войне первый раз вышел из боестолкновения…
Но был и еще один на первый взгляд обычный летный день, подаривший мне право ощущать себя летчиком! Нет, не ассом отнюдь. Но уже и не просто курсантом.
Вот о нем я и хочу Вам сейчас рассказать.
В тот летний день 1988 года мне, тогда курсанту 4 курса Борисоглебского ВВАУЛ, плановой таблицей был запланирован контрольный полет с командиром полка.
Но по каким-то причинам он на аэродром тогда не приехал.
По служебной необходимости на «Отвесном» в тот день был первый заместитель начальника училища по летной подготовке полковник Вячеслав Иванович Сердюк. Он-то и занял «задний кабинет» в спарке для выполнения запланированного мне полета.
Здесь нужно добавить, что погодные условия ко времени взлета сложились такие, что все полеты курсантов были «забиты» - 12 метров в секунду боковой ветер на посадке не позволял нам еще тогда летать самостоятельно.
Но для контрольного полета с опытнейшим летчиком из руководящего состава училища препятствий не было.
Сам полет прошел нормально, без интересных читателю деталей и происшествий. Мне лишь оставалось «с круга» посадить свой реактивный МиГ.
Тогда я еще не понимал, почему из-за ветра курсантов к земле приковали…
При выводе из 4 разворота, на высоте 450 метров очередной порыв коварного ветра как раз пришелся в нижнюю плоскость находившейся в крене машины. И самолет совершенно неожиданно для меня, тогда еще не имевшего достаточного опыта, что называется, «посыпался» с резкой потерей высоты.
Как мне удалось «поймать» пытавшуюся вырваться из под моего контроля истребитель на высоте всего 180 метров вместо 450 и дотянуть его до ВПП я сейчас объяснить не могу. Все это произошло молниеносно, да и действия мной совершались автоматически, где-то на уровне подсознания.
Уважаемый читатель спросит, а что же делал в задней кабине полковник, когда до земли оставались считанные десятки метров?
А ни чего не делал – он даже за ручку управления самолетом не взялся!
Летная выучка ШКРАБов («школьных работников», как уважительно в учебных авиационных полках в те времена называли инструкторов) была на столь высоком профессиональном уровне, что он мог «поймать» самолет на любой стадии полета и в любом его положении.
А потому он в задней кабине как раз и занимался тем, для чего его государство на эту должность назначило, до последнего пытаясь понять возможности курсанта в передней кабине! Такие они тогда были – наши летчики-инструкторы!
Много лет спустя я напомнил Вячеславу Ивановичу о том полете. Тогда он мне сказал, что не помнит. Возможно из-за своей природной скромности – уж излишне эмоционально благодарил я его тогда за его ко мне доверие. А возможно и действительно не сохранила память командира ту посадку: сколько за его инструкторскую жизнь таких или подобных полетов было…
Жаль только, что полковника Сердюк Вячеслава Ивановича сегодня уже больше не отблагодарить, ПМУ ему на новом месте службы!
"Без кого рожденные, чтоб сказку сделать былью, не преодолели бы пространство и простор".
"Как штыковая лопата учиться летать помогала".
"Инструкторам Борисоглебского ВВАУЛ посвящается: авиация - это не только полеты".