Заметьте: что Шотландия уйдет — не подлежит сомнению. Есть только уточнение: а когда именно произойдет сие неизбежное? Точного ответа нет и у нас. Однако если судить по частоте, с которой столь каверзный вопрос задают сами английские чиновники, законом обязанные стоять на страже единства британской короны, видимо, распад Соединенного Королевства уже не за горами.
Хотя и тут получился невольный каламбур. Похоже, распад Великобритании находится именно за горами, в данном случае — Шотландскими. Как только эти горы отколются, так и Британской империи конец. А чем она лучше остальных империй? Разве тем, что старейшая? Ну, так и поделом ей, и так уж пережила свой расцвет на пару веков.
Есть и еще причина: поднявший ветер должен пожать бурю. Так учит мировая мудрость. И Англия сама, образно выражаясь, разбудила спящую собаку сепаратизма, когда совершила свой знаменитый и весьма дерзкий Brexit. Ну а если ты сама с треском выходишь откуда-то, как пьяный английский болельщик из паба, стоит ли удивляться, что и из тебя потом тоже захотят выйти?
Между тем этого момента только и ждут шотландцы и ирландцы, а там, глядишь, подоспеют и уэльсцы с валлийцами (что одно и то же). Тряхни только старый британский государственный шкаф, и из него, как из башни Тауэра, гурьбою посыплются обглоданные скелеты похороненных проблем — и прямо к ногам удивленных участников современных референдумов.
Боясь всего этого, будто пришествия призраков, живущих, как известно, в шотландских заброшенных замках, Борис Джонсон буквально запретил произносить в Лондоне такие слова, как «референдум», «независимость» и «выход». «Нет у нас выхода!» — твердит британский премьер. «А вот и есть!» — возражает ему член его же собственного кабинета. А именно глава канцелярии премьера Майкл Гоув.
Видно, с дисциплинкой на Даунинг-стрит плохо. Гоув в интервью Sunday Mail заявляет: «Если на то будет воля шотландского народа, британские власти не будут препятствовать новому референдуму о независимости. Существует принцип, согласно которому шотландцы могут снова поднять этот вопрос».
Мистер Гоув знает, о чем говорит — на него Борис Джонсон в свое время возложил обязанности координатора подготовки к брекситу без соглашения с ЕС. Значит, хлопать дверью Гоуву не привыкать. К тому же он шотландец, мало того — бывший конкурент Джонсона в борьбе за пост премьера. Бывший ли? Похоже, что нет. Иначе не стал бы он в пику своему нынешнему шефу будировать тему референдума и шотландской независимости.
Неизвестно, расколется ли Соединенное Королевство в ближайшее время, зато раскол в британском правительстве уже стал явью. А там, глядишь, и правительственный кризис не за горами. Все теми же — Шотландскими.
Вадим Елфимов