Периодически складывается ощущение, что власти Узбекистана не учитывают реальных потребностей населения в языковой сфере. Происходит это от постоянного внедрения в школы и ВУЗы страны английского языка, что приводит к естественному вытеснению русского из обихода узбекской молодежи.
Закономерным итогом данной политики являются трудности, которые испытывают узбекские работники, работающие в других странах СНГ. Похожие проблемы появляются и у предпринимателей, работающих со странами региона.
При этом, навязывание английского языка происходит при прямом участии внешних сил, заинтересованных прежде всего в разрыве культурных и экономических связей Узбекистана с Россией. Похожие «языковые» кампании проводятся и в других государствах СНГ и Центральной Азии, однако в последнее время Узбекистан лидирует в списке стран, к которым американские образовательные и иные организации проявляют активное внимание с целью продвижения английского языка. Только за последние две недели Министерством народного образования заключило договор с Университетом Аризоны о создании образовательных программ и получило англоязычных учебников на 10 млн. долларов от Агентства по международному развитию (USAID).
Само по себе изучение английского языка не может являться чем-то предосудительным, однако в Узбекистане ситуация принимает несколько другой вид, чем может показаться на первый взгляд. Националистически настроенные элиты стремятся вытеснить русский язык, занимающий серьезное положение в обществе. Им неважно, что данный язык имеет богатую историю в стране и используется прежде всего для связи с огромным регионом, в котором разные национальности говорят находят благодаря ему возможность выстраивать коммуникацию. При их содействии, самый распространенный после узбекского язык пытаются заменить английским.
Националистические элементы, однако, сами прекрасно понимают, что английский язык не будет изучен большинством населения на должном уровне, ввиду слабой экономической целесообразности. Основная масса узбекских семей считает, что русский гораздо более применим для их детей.