Найти тему

Канувший фильм "Канувшее время". ч.2

Продолжение. Начало тут.

Ну, уж очень хотелось режиссеру Соломону Шустеру сделать фильм на такую "горячую" тогда тему, как "проклятое сталинское прошлое" не в том чернушно- обличительном стиле, что процветал в конце 80-х - начале 90-х в советском кинематографе. А более умно и тонко. И ему это почти удалось.

Если и надо показать про ГУЛАГ, то только самый минимум - две- три минуты гонят этап заключенных на стройку нового металлургического завода.

Никакого Берии, хотя, в книге основное место занимает конфликт межу Онисимовым и Берией. Когда-то девятнадцатилетний комиссар дивизии Красной Армии Саша Онисимов в 1921 г. в Баку проводил проверку молодого Берия, когда тот попросился на работу в ЧК. Не понравился тогда Онисимову Берия и он отказал ему. И на всю жизнь Берия затаил обиду и ждал момента отомстить.

Никакого Сталина. Только один раз мы слышим голос Сталина при разговоре с Онисимовым по телефону. Все должно быть опосредовано показываться через отношение Онисимова к Сталину,которому он безоговорочно верит. Правда, в фильме много Сталина в кинохронике, его выступление на торжественном заседании по поводу пуска московского метрополитена. Его выступление прерывается длительными овациями зала, а он как будто этого и не замечает. Спокойно стоит и пережидает их. Тут авторы, наверное, хотели показать - вот он бог и люди для него просто винтики.

37 год дается маленькой ретроспекцией, при этом основное место занимает закадровое чтение стихотворения Б. Слуцкого "Мы все ходили под богом. У бога под самым боком." И еще в нескольких местах фильма звучат так же стихи Слуцкого на эту же "антисталинскую" тему.

Стихи должны создать соответствующее настроение у зрителя суровости эпохи. Не показы кровавой гэбни и ужасов лагерей, а гражданская лирика Слуцкого.

Но не дают стихи нужного авторам фильма эффекта. Ну, что такое стишки. Наш советский зритель уже всякого ужаса по начитался и понасмотрелся о "кровавом тиране", его стишками не впечатлить. А чем можно впечатлить - а глубиной характеров и непредсказуемостью сюжета. Но с этим проблемы, поскольку литературная первооснова, которая к тому же очень существенно сокращена в фильме, представляет собой пересказ баек бывалых людей. Александр Бек был знаком с академиком Бардиным и весь роман построен практически на рассказах академика.

Выдающегося советского ученого-металлурга  академика Бардина под именем профессора Челышева изображает Евгений Евстигнеев. Здесь он повторяет профессора Куликова из "Предела возможного"
Выдающегося советского ученого-металлурга академика Бардина под именем профессора Челышева изображает Евгений Евстигнеев. Здесь он повторяет профессора Куликова из "Предела возможного"

И фильм вытягивает только талант Станислава Любшина. Он может сыграть хоть Шекспира. хоть телефонную книгу. И это всегда будет замечательно. Так и в этом фильме. При минимуме материала он достигает максимума возможного, чтобы фильм не назвать окончательным провалом.

Так о чем же фильм? А он о том, что верного "сталинского пса", который тащил на себе в течение 15 лет всю сталелитейную промышленность страны не щадя ни себя, ни других, новый хозяин Кремля весной 1957 г. отправил в почетную ссылку в одну из стран Северной Европы. Человек. который привык командовать десятками заводов, сотнями тысяч рабочих. который знал и любил свое дело, успешно справлялся с самыми невозможными заданиями, в 54 года оказался не нужен.

Почувствовали новые правители, что не имеют они у него такого же безоговорочного авторитета, как т. Сталин, а значит не будет он исполнителем таких их авантюр, как ликвидация союзных отраслевых министерств и передаче их функций на места совнархозам, что приведет к потере управления экономикой.

Новому времени нужны новые люди. И неважно, что ты был и есть самый лучший, важно, что ты сейчас не самый преданный.

 И вот он уже посол в Тишландии, как он называет страну пребывания.
И вот он уже посол в Тишландии, как он называет страну пребывания.

В фильме много героев, имеющих реальных прототипов. Вот писатель Пыжов, который пишет роман "Сталелитейное дело".

Пыжова играет Николай Волков-мл.
Пыжова играет Николай Волков-мл.

На самом деле это Александр Фадеев. который пишет роман "Черная металлургия". Этот роман Фадеев писал несколько лет, но так и не дописал. В нем должны были действовать вредители, которые ставят палки в колеса молодому ученому, который изобрел прогрессивный метод выплавки стали. Начал писать он этот роман в 1951 г. по прямому указания т. Сталина. Тот в это время был очень увлечен идеей сибирского ученого В.П. Ремина о выплавке стали в дуговой электропечи с прямым восстановлением железа из руды. То есть не нужно было строить огромные домны, тратить ценнейший коксующий уголь, выплавлять чугун, а потом уже получать из него различным способами сталь. Здесь сталь получалась непосредственно из руды.

Для производства стали по методу Ремина был построен в 1952 течение 18 месяцев специальный завод "Сибэлектросталь" в Красноярске.

В фильме кандидат технических наук Ремин представлен в виде полусумасшедшего, полуавантюриста инженера Лесных. И Онисимов, и Челышев занимались предложением Лесных о прямой плавке стали, и признали этот метод несвоевременным, очень дорогим и технически не проработанным. Но Лесных каким-то образом дошел до Берии и последний сообщил. т. Сталину, что зажимают прогрессивный метод. Немедленно т. Сталин дал команду построить для Лесных завод. Этого жулика и шарлатана играет Алексей Герман-старший. И ему это очень удается. Такого жулика он играл и ранее у Шустера в фильме "Сергей Иванович уходит на пенсию".

Наглый вахлак, распоясавшейся от безнаказанности и высочайшей поддержки.
Наглый вахлак, распоясавшейся от безнаказанности и высочайшей поддержки.

Вот писатель Пыжов и хочет сделать этого шарлатана главным героем своего романа. Прогрессивный изобретатель борется с консерваторами. которые отказываются еще и вредителями. Нечто подобное в 1956 г. напишет В. Дудинцев в "Не хлебом единым" и роман будет иметь сумасшедший успех.

А вот у Фадеева-Пыжова роман не получился. После смерти Сталина опыты по способу Ремина были в 1954 г. прекращены, хотя и было получено 4 тыс. тонн стали по новому методу плавки. Не хватало мощности электродуг, и сталь получалась некачественная. Идея нового метода опередила свое время. Изобретателя обозвали шарлатаном. Печи распилили. Исчез главный герой для романа, осталось лишь несколько написанных отрывков.

И в фильме же после смерти Сталина Онисимов с огромным удовольствием закрыл опыты жуликоватого Лесных, распилил его печи на металл.

И хоть как-то обозначить тему "репрессий", которой в книге практически нет, авторы фильма вводят в фильм эпизод встречи Онисимова с возвратившимся после 20 лет лагерей со своим бывшим заместителем Тимофеевским.

А ведь начальник в 1938 году, сильно рискуя, написал Сталину письмо, что не верит, что его зам. Тимофеевский является врагом и ручается за него. А в это же время Тимофеевский после 4 месяцев побоев и издевательств подписал показания, что Онисимов возглавлял их вредительскую группу и является английским шпионом. Только вот Тимофеевскому дали 10 лет, а Онисимова назначили наркомом.

И Тимофеевский все рассказал Онисимову. А тому и ответить нечем, ошарашен предательством, хоть и вынужденным. И вот сидят они и слушают пластинку с речью т. Сталина и каждый думает о своем. Онисимов о том, как т. Сталин его не посадил, а Тимофеевский, как посадил. И не о чем им между собой поговорить. Они по разные стороны своего отношения к т. Сталину.

Книга, конечно, интереснее фильма. Больше сюжетных линий, больше интересных фактов. Сам Онисимов, в принципе очень положительный герой, представлен и в ситуациях, где он не был прав и проявлял предвзятое отношение к подчиненным. Но все-таки режиссером Шустером была сделана попытка показать, что "солдаты Сталина" не были просто "винтиками", тупо исполнявшими волю Хозяина. Что это были высокопрофессиональные и образованные люди, у которых кроме высокого интеллекта была еще и необыкновенная сила воли, которая и позволяла совершать невозможное. Сочетание интеллекта и воли, и делает абстрактные идеи материальной силой.

Ведь как до этого и после этого показывали? Ходит по своему кабинету Сталин, а за столом сидят Молотов, Калинин, Ворошилов и только кивают размеренным предложениям Хозяина. А кто же выполнит эти предложения? Кто на своем горбу втащит Россию лапотную в Россию космическую? А вот такие, как Онисимов. Вытащат и начнут умирать в 54 года. Это замечательно, как обычно, сыграл Станислав Любшин.

Часть первая

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.