Найти в Дзене
Chacun son cinema

Daddy Issues менеджера среднего звена: кринжовая семейная драма "Тони Эрдманн"

Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Отгремел 74 Каннский кинофестиваль, и для закрепления его статуса осталось только раздать награды. Критики уже определились с фаворитами, но важно помнить, что решения жюри и дирекции фестиваля далеко не всегда соответствуют общей оценке. В 2018 году таким образом полностью проигнорировали "Пылающего", установившего рекорд в табличке Screen International, а за два года до того точно так же проигнорировали тогдашнего рекордсмена. В общем, удачи Рюсукэ Хамагути, но, если что, Ли Чхан Дон и Марен Аде - совсем не плохая компания.
Обычно, если фильм начинается с разрывной шутки, у него есть два пути - либо вниз по наклонной, либо постепенно к пику. Аде выбирает третий путь, и получается не слишком объяснимое зрелище, бóльшую часть времени по воздействию сравнимое разве что с самым пыточным фильмом Ларса фон Триера. Но в отличие от "Босса", в котором человеческого не было вообще, юмор и драму Аде строит на самых глубоких проявлениях человечности. Сам

#csc_frantz
#csc_festivities
#women_behind_the_camera
#с_десяти_до_девятнадцати

Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Отгремел 74 Каннский кинофестиваль, и для закрепления его статуса осталось только раздать награды. Критики уже определились с фаворитами, но важно помнить, что решения жюри и дирекции фестиваля далеко не всегда соответствуют общей оценке. В 2018 году таким образом полностью проигнорировали
"Пылающего", установившего рекорд в табличке Screen International, а за два года до того точно так же проигнорировали тогдашнего рекордсмена. В общем, удачи Рюсукэ Хамагути, но, если что, Ли Чхан Дон и Марен Аде - совсем не плохая компания.

Обычно, если фильм начинается с разрывной шутки, у него есть два пути - либо вниз по наклонной, либо постепенно к пику. Аде выбирает третий путь, и получается не слишком объяснимое зрелище, бóльшую часть времени по воздействию сравнимое разве что с
самым пыточным фильмом Ларса фон Триера. Но в отличие от "Босса", в котором человеческого не было вообще, юмор и драму Аде строит на самых глубоких проявлениях человечности. Сам по себе жанр кринж-комедии рассчитан именно на это, но здесь не подойдет присказка про пранк, вышедший из-под контроля. Действия Тони скорее напоминают непрекращающуюся волну шитпостинга, которую никто и никогда не контролировал. И невыносимый стыд, который мы испытываем за него (и за себя), усиливается тем, что каждая сцена длится ровно настолько дольше, чтобы убить всякую надежду на возвращение в нормальное русло.

Наверное, нет лучшей антирекламы бизнес-карьеры, чем постоянные сцены со встречами, на которых обсуждают безумно скучные и как будто никому не нужные вопросы. Единственная радость Инес - отказ от обычного секса в пользу более питательной альтернативы. Ну, хоть так у мужчины точно не получится доминировать. На фоне всей этой безрадостной тягомотины фигура Тони выглядит как самая детская, и при этом самая едкая и точная сатира на образ успешного человека. Он напоминает смесь Майкла Скотта и Винсента Адалтмэна из "БоДжека", находится везде и повсюду, несет ахинею, но при этом молниеносно адаптируется, и при желании мог бы вывести обман на новый уровень. Но кино, как вскоре оказывается, не об этом.

Может показаться, что это такая вариация на
"Идиотов" с призывом разбудить своего внутреннего Тони Эрдманна, и отчасти это будет правда. Но, в отличие от Ларса, Аде рассказывает очень частную историю, в которой глобальные высказывания присутствуют постольку-поскольку. Да, Винфред затягивает в свой перформанс всех, и правила приличия или доброта не позволяют окружающим самовольно разрушить стариковское развлечение. Но представление направлено на одну зрительницу, и оно до нее доходит. Это очень своеобразное, и при этом невероятно трогательное проявление любви отца к дочери, обернутая в дебильную шутку слезная просьба понять его, принять и побыть рядом. Инес принимает его - в один момент она уже не подыгрывает, а входит в игру полноправно, пусть и ненадолго. Она будет рядом, потому что она правда любит отца. И понять его она тоже может. Но согласиться, видимо, нет - для нее у маскарада есть четкие границы и функции, и вне поля зрения отца в нем нет необходимости. Она так срослась со своей работой, что ей правда комфортнее в том скучном, грязном и неприятном мире. Сидящий в ней Тони Эрдманн - только отдушина, основной жизнью он вряд ли станет, да и для отца он стал таким только из-за невыносимого одиночества. Но хорошо знать, что, когда они вместе, у них есть общий язык, доступный только им двоим, и они всегда могут с помощью него признаться друг другу в любви.